arcver (arcver) wrote,
arcver
arcver

Сергей Соколов о санкциях САСШ

Кодификация санкций на десятилетия вперед

Палата пред­ста­ви­те­лей Кон­грес­са США при­ня­ла 25 июля за­ко­но­про­ект о рас­ши­ре­нии санк­ций в от­но­ше­нии России, вклю­ча­ю­щий также огра­ни­чи­тель­ные меры против Ирана и КНДР. Затем по­сле­до­ва­ла про­це­ду­ра со­гла­со­ва­ния, т.е. при­ве­де­ния к общему зна­ме­на­те­лю этой версии билля и той, за ко­то­рую 15 июня с.г. про­го­ло­со­вал Сенат («за» 98 го­ло­сов из 100). Тексты раз­ли­ча­лись незна­чи­тель­но, общий на­строй за­ко­но­да­те­лей от обеих партий сво­дил­ся к тому, чтобы как можно скорее от­пра­вить окон­ча­тель­ный ва­ри­ант на под­пись пре­зи­ден­ту До­наль­ду Трампу.

Проект закона преду­смат­ри­ва­ет за­мо­роз­ку ак­ти­вов и запрет на ве­де­ние дел с ши­ро­ким кругом рос­сий­ских банков, обо­рон­ных и энер­ге­ти­че­ских ком­па­ний, биз­не­сме­нов и чи­нов­ни­ков, а также санк­ции против участ­ни­ков стро­и­тель­ства га­зо­про­во­да «Се­вер­ный поток-2». От­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность этого за­ко­но­про­ек­та от всех санк­ци­он­ных мер, при­ня­тых Ва­шинг­то­ном за по­след­ние годы, за­клю­ча­ет­ся в том, что он поз­во­ля­ет Кон­грес­су бло­ки­ро­вать любые шаги пре­зи­ден­та США по снятию каких-либо санк­ций в от­но­ше­нии упо­мя­ну­тых трех стран в бу­ду­щем.

Теперь пре­зи­дент прой­дет через про­це­ду­ру пуб­лич­но­го уни­же­ния и соб­ствен­но­руч­но, как та унтер-офи­цер­ская вдова, при­даст силу закона до­ку­мен­ту, огра­ни­чи­ва­ю­ще­му его пол­но­мо­чия в сфере ис­клю­чи­тель­ной пре­зи­дент­ской ком­пе­тен­ции – внеш­ней по­ли­ти­ки. Су­ще­ству­ет, впро­чем, неболь­шая ве­ро­ят­ность того, что Трамп на­ло­жит вето. Это, однако, ничего не даст, кроме неболь­шой за­тяж­ки вре­ме­ни. Рас­клад сил в Кон­грес­се таков, что легко на­бе­рет­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное боль­шин­ство для пре­одо­ле­ния пре­зи­дент­ско­го вето. Закон все равно всту­пит в силу, а по­зи­ции Трампа только ослаб­нут.

Многие ком­мен­та­рии в оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных СМИ сво­дят­ся к тому, что Белому дому уда­лось слегка сма­зать ожи­да­ю­щий его фитиль, до­бив­шись вне­се­ния в за­ко­но­про­ект су­ще­ствен­ных по­пра­вок. Это правда. На этапе под­го­тов­ки за­ко­но­про­ек­та Белый дом и ка­пи­та­ны аме­ри­кан­ско­го биз­не­са до­би­лись кор­рек­ти­ров­ки текста. Так, в пер­во­на­чаль­ном ва­ри­ан­те пред­ла­га­лось уже­сто­чить санк­ции в от­но­ше­нии ве­ду­щих рос­сий­ских неф­те­га­зо­вых ком­па­ний. До сих пор аме­ри­кан­ский бизнес мог кре­ди­то­вать «Рос­нефть», «Га­з­пром нефть», НО­ВАТ­ЭК и «Транс­нефть» на срок до 90 дней. Теперь оплата то­ва­ров или услуг, за­ку­па­е­мых этими ком­па­ни­я­ми в США, должна будет быть про­из­ве­де­на в двух­ме­сяч­ный срок.

Сейчас аме­ри­кан­ским ком­па­ни­ям за­пре­ще­но по­став­лять товары, услуги или тех­но­ло­гии для раз­вед­ки и добычи рос­сий­ской нефти на глу­бо­ко­во­дье, на арк­ти­че­ском шельфе и в слан­це­вых фор­ма­ци­ях, если их осу­ществ­ля­ют «Рос­нефть», «Га­з­пром», «Га­з­пром нефть», «Сур­гут­неф­те­газ» или ЛУКОЙЛ. Под новый запрет по­па­дут еще и про­ек­ты, в ко­то­рых одна из пе­ре­чис­лен­ных ком­па­ний вла­де­ет «су­ще­ствен­ной долей» — от 33%. С другой сто­ро­ны, пер­во­на­чаль­ная версия пред­по­ла­га­ла го­раз­до более ши­ро­кий охват — на уча­стие в глу­бо­ко­вод­ных, арк­ти­че­ских и слан­це­вых про­ек­тах, где есть любая рос­сий­ская энер­ге­ти­че­ская ком­па­ния. Еще одна по­прав­ка, про­лоб­би­ро­ван­ная неф­тя­ным биз­не­сом США, преду­смат­ри­ва­ет запрет на по­став­ки аме­ри­кан­ских то­ва­ров и тех­но­ло­гий только для новых про­ек­тов - дей­ству­ю­щие не будут под­па­дать под огра­ни­че­ния.

Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант пред­по­ла­гал воз­мож­ность на­ла­гать санк­ции на рос­сий­ские го­су­дар­ствен­ные ком­па­нии, ра­бо­та­ю­щие в «же­лез­но­до­рож­ном, су­до­ход­ном, ме­тал­лур­ги­че­ском и гор­но­до­бы­ва­ю­щем сек­то­рах». В пе­ре­ра­бо­тан­ном ва­ри­ан­те «су­до­ход­ство» (shipping) ис­чез­ло. Это озна­ча­ет, что «Сов­ком­флот», спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щий­ся на пе­ре­воз­ках нефти и неф­те­про­дук­тов и об­слу­жи­ва­ю­щий, в част­но­сти, неф­те­га­зо­вые про­ек­ты на рос­сий­ском шельфе, вы­ве­ден из-под удара.

Кон­гресс оста­вил в за­ко­но­про­ек­те все огра­ни­че­ния прав пре­зи­ден­та США по при­оста­нов­ке или отмене санк­ций, но дал ему воз­мож­ность делать ис­клю­че­ния для фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц (вклю­чая ино­стран­ные), со­вер­ша­ю­щих «су­ще­ствен­ные тран­зак­ции» с ГРУ, ФСБ и дру­ги­ми си­ло­вы­ми ве­дом­ства­ми – с обя­за­тель­ством раз в пол­го­да до­кла­ды­вать, что аме­ри­кан­ская ком­па­ния неуклон­но сни­жа­ет уро­вень со­труд­ни­че­ства с рос­сий­ски­ми ор­га­на­ми.

Зна­чи­тель­ная за­слу­га во вне­се­нии этих смяг­ча­ю­щих из­ме­не­ний в за­ко­но­про­ект при­над­ле­жит не столь­ко Белому дому, сколь­ко аме­ри­кан­ско­му биз­не­су. Exxon, BP, General Electric, Boeing, Citigroup, MasterCard, Visa, Ford, Dow Chemical, P&G, International Paper, Caterpillar и Cummins наняли лоб­би­стов, чтобы не до­пу­стить при­ня­тия до­ку­мен­та в из­на­чаль­ном виде. Сле­ду­ет от­ме­тить, что пе­ре­чис­лен­ные ком­па­нии не были против рас­ши­ре­ния ан­ти­рос­сий­ских санк­ций в прин­ци­пе, они лишь тре­бо­ва­ли не до­пу­стить на­не­се­ния их биз­не­су боль­ше­го вреда, чем России. Между тем, два года назад ве­ду­щие аме­ри­кан­ские кор­по­ра­ции были смелее, и через Аме­ри­кан­скую тор­го­во-про­мыш­лен­ную палату (AmCham) и Аме­ри­ка­но-рос­сий­ский де­ло­вой совет (USRBC) тре­бо­ва­ли от Белого дома и Кон­грес­са в целом осто­рож­нее под­хо­дить к во­про­су санк­ций, по­сколь­ку это может по­ста­вить их бизнес в России в невы­год­ное по­ло­же­ние по срав­не­нию с ази­ат­ски­ми и даже ев­ро­пей­ски­ми кон­ку­рен­та­ми.

Как пред­став­ля­ет­ся, глав­ная суть за­ко­но­про­ек­та, ко­то­рый скоро станет за­ко­ном, за­клю­ча­ет­ся не в том, кому и что еще теперь будет за­пре­ще­но в тех или иных сферах вза­и­мо­дей­ствия между США и Рос­си­ей. За­мы­сел ав­то­ров – а по сути, всего аме­ри­кан­ско­го ис­теб­лиш­мен­та – со­сто­ит в ко­ди­фи­ка­ции санк­ций в от­но­ше­нии России на де­ся­ти­ле­тия вперед. В сколь­ко-нибудь обо­зри­мом бу­ду­щем невоз­мож­но пред­ста­вить си­ту­а­цию, при ко­то­рой боль­шин­ство членов обеих палат Кон­грес­са про­го­ло­су­ют за отмену или хотя бы ослаб­ле­ние санк­ций. Это озна­ча­ет, что аме­ри­ка­но-рос­сий­ские от­но­ше­ния воз­вра­ща­ют­ся в при­выч­ное ненор­маль­ное со­сто­я­ние. Почему «при­выч­ное»? Да потому, что вот уже пол­ве­ка они нор­маль­ны­ми не были, и со­вре­мен­ная ка­пи­та­ли­сти­че­ская Россия, ны­неш­няя власть в Кремле и ее по­ли­ти­ка внутри страны и на меж­ду­на­род­ной арене тут не причем – точно также ост­ра­киз­му под­вер­гал­ся и СССР.

Об­ра­тим­ся к ис­то­рии.

В 1974 г. была при­ня­та по­прав­ка к Закону о тор­гов­ле США, огра­ни­чи­ва­ю­щая тор­гов­лю со стра­на­ми, пре­пят­ству­ю­щи­ми эми­гра­ции, а также на­ру­ша­ю­щи­ми другие права че­ло­ве­ка. Став­шая из­вест­ной как по­прав­ка Джек­со­на-Вэника, она за­пре­ща­ла предо­став­лять режим наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ство­ва­ния в тор­гов­ле, го­су­дар­ствен­ные кре­ди­ты и кре­дит­ные га­ран­тии стра­нам, ко­то­рые на­ру­ша­ют или се­рьёз­но огра­ни­чи­ва­ют права своих граж­дан на эми­гра­цию. Кроме того, преду­смат­ри­ва­лось при­ме­не­ние дис­кри­ми­на­ци­он­ных та­ри­фов и сборов в от­но­ше­нии то­ва­ров, им­пор­ти­ру­е­мых в Со­еди­нен­ные Штаты из стран с неры­ноч­ной эко­но­ми­кой. Фор­маль­но эта по­прав­ка была вве­де­на из-за огра­ни­че­ний на эми­гра­цию со­вет­ских граж­дан (прежде всего, евреев), но дей­ство­ва­ла она и в от­но­ше­нии других стран — Китая, Вьет­на­ма, Ал­ба­нии.

В 1987 г. Со­вет­ский Союз ввел сво­бо­ду эми­гра­ции, но по­прав­ку не от­ме­ни­ли, а лишь еже­год­но объ­яв­ля­ли мо­ра­то­рий на ее дей­ствие в от­но­ше­нии СССР (после 1991 г. – в от­но­ше­нии стран СНГ).  В 1994 г. пре­зи­дент США дал России га­ран­тии ав­то­ма­ти­че­ско­го про­дле­ния режима наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ство­ва­ния в тор­гов­ле, в связи с чем ис­чез­ла необ­хо­ди­мость еже­год­но­го под­твер­жде­ния мо­ра­то­рия на дей­ствие по­прав­ки. Здесь сле­ду­ет под­черк­нуть, что за­ко­но­про­ект, ко­то­рый сейчас под­го­то­вил Кон­гресс, не преду­смат­ри­ва­ет права пре­зи­ден­та ни объ­яв­лять мо­ра­то­рий на при­ме­не­ния санк­ций в от­но­ше­нии России, ни давать какие бы то ни было иные га­ран­тии на сей счет. Иными сло­ва­ми, неза­ви­си­мо от спек­тра и глу­би­ны огра­ни­че­ний, ко­то­ры­ми будет опу­та­на Россия, в дол­го­сроч­ном плане новый билль гу­би­тель­нее по­прав­ки Джек­со­на-Вэника, ко­то­рая про­су­ще­ство­ва­ла 38 лет, более того, она до сих пор про­дол­жа­ет дей­ство­вать в от­но­ше­нии Бе­ло­рус­сии, Та­джи­ки­ста­на, Турк­ме­ни­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на. (По­прав­ка Джек­со­на — Вэника была от­ме­не­на для шести стран СНГ: Кир­ги­зии (2000, после вступ­ле­ния страны в ВТО), Грузии (2000, в связи с её «про­дви­же­ни­ем к де­мо­кра­ти­за­ции»), Армении (2004), Укра­и­ны (2005, после «оран­же­вой ре­во­лю­ции»), России и Мол­да­вии (2012))

В 2002 г. пре­зи­дент Буш пред­ло­жил Кон­грес­су пол­но­стью пре­кра­тить дей­ствие по­прав­ки в от­но­ше­нии России и ещё восьми стран СНГ. Сенат отверг пред­ло­же­ние, хотя вво­ди­лись огра­ни­че­ния из-за за­пре­та на выезд со­вет­ских евреев в Из­ра­иль, а к тому вре­ме­ни на ис­то­ри­че­скую родину не только ре­па­три­и­ро­ва­лись все же­ла­ю­щие, но часть даже вер­ну­лась. Только после того, как в 2012 г. Россия всту­пи­ла в ВТО, и только потому, что по­прав­ка Джек­со­на-Вэника на­ру­ша­ла нормы и пра­ви­ла Ор­га­ни­за­ции и гро­зи­ла аме­ри­кан­ской тор­гов­ле про­бле­ма­ми, Кон­гресс со­гла­сил­ся офи­ци­аль­но ее от­ме­нить. Но и тогда группа се­на­то­ров во главе с Джоном Мак­кей­ном (се­год­ня он воз­глав­ля­ет кам­па­нию по при­ня­тию нового за­ко­но­про­ек­та) под­го­то­ви­ла па­кет­ную сделку: отмена по­прав­ки Джек­со­на-Вэника в обмен на при­ня­тие Кон­грес­сом «списка Маг­нит­ско­го». 20 де­каб­ря 2012 г. пре­зи­дент Обама под­пи­сал «закон Маг­нит­ско­го», вклю­чав­ший в себя отмену по­прав­ки Джек­со­на-Вэника и вве­де­ние новых ан­ти­рос­сий­ских санк­ций.

Иными сло­ва­ми, с 1974 г. и до на­сто­я­ще­го мо­мен­та не было ни одного дня, когда в от­но­ше­нии нашей страны не дей­ство­ва­ли какие-либо аме­ри­кан­ские огра­ни­че­ния. Это озна­ча­ет, что на про­тя­же­нии почти по­лу­ве­ка Россия ни­ко­гда не рас­смат­ри­ва­лась ис­теб­лиш­мен­том США в ка­че­стве дру­же­ствен­но­го го­су­дар­ства. Сле­ду­ет несколь­ко вы­во­дов.

Первое: аме­ри­кан­ские санк­ции против России – ре­аль­ность, ко­то­рая оста­нет­ся на очень долгое время. А коль скоро это так, то сле­ду­ет пре­кра­тить ис­те­ри­ки и шумиху по поводу дис­кри­ми­на­ции России. Ми­нистр Лавров неод­но­крат­но за­яв­лял, что Москва не об­суж­да­ет и не будет об­суж­дать с аме­ри­кан­ски­ми (и иду­щи­ми у них на поводу ев­ро­пей­ски­ми) парт­не­ра­ми тему отмены санк­ций. Мол, вы вво­ди­ли про­ти­во­за­кон­ные огра­ни­че­ния, вы и сни­май­те их, без раз­го­во­ров и усло­вий. Пресс-сек­ре­тарь пре­зи­ден­та России Дмит­рий Песков заявил те­ле­ка­на­лу CNN, что Москва от­но­сит­ся к за­ко­но­про­ек­ту о новых санк­ци­ях против России «крайне нега­тив­но». И все, и – хватит. По­зи­ция наша из­вест­на, дис­кри­ми­на­ци­он­ные же меры сняты все равно не будут.

Второе: после при­ня­тия нового закона по­пыт­ки убе­дить по­ли­ти­че­скую элиту США в бес­пер­спек­тив­но­сти санк­ци­он­ной «войны» будут лишены смысла. Вместо это пред­став­ля­ет­ся це­ле­со­об­раз­ным стро­ить по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии Ва­шинг­то­на со­от­вет­ствен­но тому об­сто­я­тель­ству, что мы имеем дело с прин­ци­пи­аль­но недру­же­ствен­ным России субъ­ек­том.

В от­ли­чие от США, Ев­ро­со­юз оста­ет­ся нашим круп­ней­шим кол­лек­тив­ным тор­го­во-эко­но­ми­че­ским парт­не­ром, и то­таль­ный разрыв связей принес бы России больше вреда, чем пользы, чтобы ни го­во­ри­ли о бла­го­твор­но­сти им­пор­то­за­ме­ще­ния. Здесь надо дей­ство­вать осмот­ри­тель­но, про­счи­ты­вать по­след­ствия – тем более, что «раз­во­рот на Восток» – проект дол­го­сроч­ный и ре­аль­ную отдачу при­не­сет неско­ро, не стоит быстро ждать мас­со­во­го приход ази­ат­ских ин­ве­сто­ров на рос­сий­ский рынок взамен ушед­ших аме­ри­кан­ских и ев­ро­пей­ских. Как бы ни было жалко Siemens – дав­не­го и со­лид­но­го парт­не­ра России – про­стая трех­ша­го­вая ком­би­на­ция с тур­би­на­ми для Крыма была в прин­ци­пе пра­виль­ным ре­ше­ни­ем. Если теперь, дабы спасти свою кор­по­ра­тив­ную шкуру от ка­та­стро­фи­че­ско­го аме­ри­кан­ско­го воз­мез­дия, Siemens до­бьет­ся вклю­че­ния в санк­ци­он­ный список ЕС еще несколь­ких рос­сий­ских фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц – что ж, прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы с уже су­ще­ству­ю­щим по­ло­же­ни­ем дел не будет. А если ком­па­ния решит больше про­гнуть­ся перед Ва­шинг­то­ном и ото­мстить боль­нее, можно вспом­нить гром­кие дела о кор­руп­ции в особо круп­ных раз­ме­рах (за ко­то­рые Siemens уже на­ка­зы­ва­ли и в США, и в Европе) и дать ход хотя бы части того досье, ко­то­рое со­бра­ли на нее рос­сий­ские кон­тро­ли­ру­ю­щие органы.

Между тем, след­стви­ем «ал­лер­гии» аме­ри­кан­ско­го мейн­стри­ма на СССР и Россию яв­ля­ет­ся тот факт, что объем дву­сто­рон­ней тор­гов­ли и прямых ин­ве­сти­ций США в рос­сий­скую эко­но­ми­ку неве­лик, меньше от­дель­но взятой Польши, не говоря уже о Китае, Индии, Южной Корее и др. С другой сто­ро­ны, для целого ряда ве­ду­щих аме­ри­кан­ских ком­па­ний рынок России входит в топ-10, а подчас и топ-5 в мире. В этой связи имеет смысл более при­сталь­но изу­чить ва­ри­ан­ты ис­поль­зо­ва­ния ком­мер­че­ских струк­тур для того, чтобы в пер­спек­ти­ве за­ста­вить аме­ри­кан­ский по­ли­ти­че­ский ис­теб­лиш­мент пе­ре­смот­реть подход к России. О том, как круп­ный бизнес в США может при же­ла­нии убе­дить Кон­гресс пе­ре­стать мешать им за­ра­ба­ты­вать на рос­сий­ском рынке, сви­де­тель­ству­ют при­ме­ры вступ­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в ВТО и отмены по­прав­ки Джек­со­на-Вэника.

За­тра­ги­ва­ние аме­ри­кан­ских бизнес-ин­те­ре­сов в ка­че­стве рычага воз­дей­ствия на Ва­шинг­тон, скорее всего ска­жет­ся на меж­ду­на­род­ных рей­тин­гах ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти России. Сле­ду­ет, однако, учи­ты­вать, что эти рей­тин­ги со­став­ля­ют те же игроки, что и вводят санк­ции против нашей страны. Между тем, при пра­виль­но по­став­лен­ной разъ­яс­ни­тель­ной работе ин­ве­сто­ры из тре­тьих стран (Южная и Юго-Во­сточ­ная Азия, АТР, араб­ские страны, Ла­тин­ская Аме­ри­ка) поймут, почему та или иная аме­ри­кан­ская или ев­ро­пей­ская ком­па­ния станет ис­пы­ты­вать труд­но­сти на рос­сий­ском рынке, и почему такое дав­ле­ние не будет при­ме­нять­ся против них.

Есть и другие ин­стру­мен­ты, ко­то­рые можно, ис­поль­зо­вать. Так, в ответ на отказ Ва­шинг­то­на снять на­ло­жен­ный в на­ру­ше­ние Вен­ской кон­вен­ции 1961 г. и других меж­ду­на­род­но-пра­во­вых норм арест рос­сий­ской дип­соб­ствен­но­сти в США сле­ду­ет неза­мед­ли­тель­но сде­лать то же самое в от­но­ше­нии дачи аме­ри­кан­ско­го посла в Се­реб­ря­ном Бору (пока пи­са­лась статья этот шаг уже был пред­при­нят). Кроме того, после при­ня­тия нового закона об ан­ти­рос­сий­ских санк­ци­ях не оста­нет­ся причин за­тя­ги­вать с зер­каль­ным от­ве­том на вы­сыл­ку из США 35 наших со­труд­ни­ков с ди­пло­ма­ти­че­ски­ми пас­пор­та­ми в конце про­шло­го года. Причем начать можно с тор­го­во-эко­но­ми­че­ской секции По­соль­ства США в Москве и его от­де­ле­ний в других рос­сий­ских го­ро­дах. Эти секции со­зда­ва­лись для того, чтобы со­дей­ство­вать раз­ви­тию дву­сто­рон­не­го тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства, а в усло­ви­ях дол­го­сроч­ных санк­ций их на­хож­де­ние в России лишено смысла. Не сле­ду­ет за­бы­вать и об огра­ни­че­ни­ях на пе­ре­дви­же­ние наших ди­пло­ма­тов по тер­ри­то­рии США и точно так же «при­жать» аме­ри­кан­ских ди­пло­ма­тов, ак­кре­ди­то­ван­ных в России.

Или взять такую мелочь, как визиты аме­ри­кан­ских офи­ци­аль­ных де­ле­га­ций. Мало кто знает, что каждый член Кон­грес­са США имеет право на от­дель­ный чар­тер­ный рейс при слу­жеб­ных по­езд­ках за рубеж, всего же таких лиц в Аме­ри­ке больше 1000. Ну, так пусть летают в Москву, Пе­тер­бург и другие рос­сий­ские города (можно сде­лать кра­си­вое ис­клю­че­ние для по­ле­тов в Крым) ком­мер­че­ски­ми рей­са­ми. От­ка­жут­ся при­ез­жать – не беда: все равно толку от таких ви­зи­тов с точки зрения кон­струк­тив­но­го раз­ви­тия дву­сто­рон­них от­но­ше­ний, как мы видим, нет ни­ка­ко­го. Это – не «око за око», а вы­стра­и­ва­ние прак­ти­че­ско­го курса в со­от­вет­ствии с объ­ек­тив­ны­ми ре­а­ли­я­ми.

Неко­то­рые экс­пер­ты уже со­ве­ту­ют пе­ре­смот­реть раз­ме­ще­ние зна­чи­тель­ной (по­ряд­ка 25% части зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вов России в го­соб­ли­га­ци­ях США), т.е. от­ка­зать­ся от де-факто фи­нан­си­ро­ва­ния аме­ри­кан­ской эко­но­ми­ки, вклю­чая во­ен­ные рас­хо­ды. Здесь нужно дей­ство­вать пре­дель­но осто­рож­но, по­сколь­ку фи­нан­со­вый смысл в таком раз­ме­ще­нии все-таки есть. Другое дело, что можно ис­поль­зо­вать угрозу отказа от такого раз­ме­ще­ния, что ска­жет­ся в т.ч. на курсе дол­ла­ра (а это в ин­те­ре­сах Москвы). Или угро­жать и мас­со­вым вы­бро­сом на ва­лют­ный рынок и более 100 млрд. долл., хра­ня­щих­ся в рос­сий­ских мат­ра­сах.

В одном сим­па­тич­ном гол­ли­вуд­ском фильме герой – пре­мьер-ми­нистр Ве­ли­ко­бри­та­нии – го­во­рит вконец об­наг­лев­ше­му пре­зи­ден­ту США:

«Друг, ко­то­рый уни­жа­ет и де­рет­ся, – больше не друг. А по­сколь­ку за­би­я­ки по­ни­ма­ют только язык силы, то отныне я готов эту силу про­яв­лять, и пре­зи­ден­ту нужно быть к этому го­то­вым».

Сергей Со­ко­лов.

Ра­бо­тал в сфере внеш­ней по­ли­ти­ки и меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний СССР и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 1986 по 2007 годы, в част­но­сти за­ни­мал­ся от­но­ше­ни­я­ми России и Ев­ро­со­ю­за.

http://​www.​globalaffairs.​ru/​global-​processes/​Novye-​sanktcii-​SShA-​protiv-​Rossii-​i-​chto-​nam-​delat-​1887

САСШ стали врагом России уже в конце 19 века, когда банкстеры пришли там к власти. Они до прихода Песца и временного перехвата власти производственниками не желали устанавливать с СССР дипломатические отношения. Убрав Рузвельта (убив), они продолжили политику ненависти после него. Ничего нового.

Tags: Россия - США, война Запада против России
Subscribe

promo arcver february 1, 2015 11:20 67
Buy for 10 tokens
К величайшему горю для меня, Толик умер 18.08.2020 года... Инсульт. Кровоизлияние в ствол головного мозга. То есть у него просто не было шансов... Оставляю его текст ниже без изменений. Пусть останется памятью о нём. А я по мере сил буду продолжать хотя бы эту часть его дела -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments