От огнестрела погибло больше американцев, чем от войн, СПИДа и террористов
Массовые расстрелы 2000-х и 2010-х годов потрясли всю страну и сильно качнули маятник общественного мнения в сторону ужесточения контроля над торговлей и владением огнестрельным оружием в США. Однако силы, выступающие за изменение действующего законодательства, раз за разом терпят неудачу из-за мощного и хорошо организованного сопротивления оружейного лобби и его союзников в Конгрессе. ТАСС объясняет, почему, несмотря на трагедии в "Сэнди-Хук", Орландо и Лас-Вегасе, американские законодатели не могут принять даже самые элементарные меры по ограничению ношения оружия.
Несокрушимая поправка
Право граждан на хранение и ношение огнестрельного оружия гарантирует Вторая поправка к конституции США. Она была принята в 1789 году и вступила в силу в 1791-м (входит в Билль о правах). Полностью она звучит так: "Для безопасности свободного государства необходима хорошо устроенная милиция (в значении "ополчение" — прим. ТАСС), право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться". Данная поправка позволяет реализовать право народа на вооруженное восстание, закрепленное в тексте Декларации независимости.
"Милиция", о которой говорится в тексте поправки, это не что иное, как местные силы правопорядка, на которые опирались штаты (в современном виде это, по сути, Национальная гвардия). Когда конституция США еще только разрабатывалась, некоторые регионы испытывали беспокойство, что федеральное правительство будет иметь слишком большую власть над местным ополчением. В то время милиция занималась не только поддержанием правопорядка и обороной, но и, к примеру, контролем за рабами — в тех штатах, где рабство было разрешено.
С момента принятия поправки суды вынесли несколько ограничивающих толкований, в том числе для понятий "милиция", "право народа", "хранить и носить оружие" и так далее. При этом возникли баталии между двумя "лагерями" толкователей Второй поправки: "коллективного" подхода, подразумевающего конституционное право хранить и носить оружие лишь в "хорошо организованном ополчении"; и "индивидуального" подхода, экстраполирующего право хранить и носить оружие в частном порядке на любого гражданина США. Победителями вышли сторонники второй парадигмы. На сегодняшний день ношение и хранение оружия превратилось в такое же фундаментальное и практически неограниченное право американца, как право на свободу слова, печати и собраний.
Первые ограничения
Так было не всегда: на начальных этапах становления США оборот оружия жестко контролировался, в некоторых штатах производилась "перепись" и регулярная инспекция стволов, а продажа огнестрельного оружия была запрещена для коренных народов и лоялистов — тех, кто поддерживал Великобританию в Войне за независимость. Тем не менее вплоть до середины 1930-х годов федеральное правительство играло крайне малую роль в этих вопросах — ему была отведена функция надзора за местными ополчениями, но не более.
В 1934 году — на фоне роста преступности в США, провозглашения Нового курса Франклина Рузвельта и расширения полномочий федерального правительства — был принят первый закон, ограничивающий оборот оружия. Он запретил продажу пулеметов, глушителей и пистолетов маленьких размеров, которые активно использовались мафией.
Следующая ограничительная мера последовала лишь спустя три десятилетия и стала "ответом" на ряд резонансных убийств, которые произошли в 1960-х (от пуль погибли Джон Кеннеди, его брат Роберт Кеннеди, Мартин Лютер Кинг). Закон "О контроле над огнестрельным оружием" 1968 года установил минимальный возраст для приобретения оружия (18 лет — для длинноствольного и 21 год — для короткоствольного), обязал регистрировать владельцев оружия, а производителей — получать федеральную лицензию на его производство, импорт и торговлю.
Борьба за умы
Ограничительные меры вызвали сильную обеспокоенность любителей стволов. Их главным рупором стала Национальная стрелковая ассоциация (NRA) — одна из старейших (она была создана в 1871 году) внепартийных и некоммерческих организаций по защите прав владельцев и торговцев оружия. Сегодня она насчитывает почти 5 млн американцев.
Изначально NRA объединяла любителей спортивной стрельбы и охоты и политическими делами не занималась. Поворотной вехой в истории ассоциации стала ее ежегодная Конвенция в Цинциннати (штат Огайо) в 1977 году. На ней бразды правления перешли от умеренных любителей оружия к более радикальной группе консерваторов, чья идеология была крайне проста: нельзя допустить любых попыток внести изменение в оружейное законодательство.
Двумя годами ранее при NRA была создана лоббистская организация — Институт по законотворчеству, который возглавил заядлый стрелок из Техаса по имени Харлон Картер. При нем ассоциация значительно расширила свое членство, сосредоточилась на политических вопросах и начала формировать коалиции с консервативными деятелями — преимущественно республиканцами. На выборах 1980 года оружейные лоббисты впервые вышли в политическое поле, поддержав на президентских выборах Рональда Рейгана, который сам был членом NRA.
При помощи таких альянсов в сочетании с лоббистской деятельностью NRA удалось заблокировать почти все попытки ограничить возможности американцев купить оружие. В середине 1990-х ассоциация добилась того, что правительственному Центру по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) фактически перекрыли финансирование для изучения проблем, связанных с огнестрелом. Из-за лоббистов NRA Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (ATF) так и не смогло обзавестись электронной базой владельцев оружия — вся информация о них по-прежнему хранится на бумаге.
Но больше всего NRA преуспела в мобилизации сторонников — на сайте ассоциации можно пожаловаться конгрессмену своего штата на ущемление прав, гарантированных Второй поправкой, а также узнать о ближайших датах рассмотрения законов, которые потенциально угрожают свободному ношению и владению оружием. Благодаря деятельности лоббистов культура оружия стала неотъемлемой частью консервативного либерализма в США. И если в 1959 году почти 60% американцев допускали запрет на свободное ношение оружия, то к 1980 году их число сократилось до 38%, а сейчас составляет всего 23%.
"Убивают не ружья, а люди"
Противостояние между сторонниками и противниками оружия вошло в новую фазу с президентством Барака Обамы. Под конец его первого срока произошла трагедия в начальной школе "Сэнди-Хук", и поэтому свой второй срок он начал с борьбы против оружейного лобби. В январе 2013 года президент предложил Конгрессу одобрить пакет мер, предусматривающих запрет на продажу многозарядных автоматических винтовок; ограничение объемов магазинов десятью патронами; проверки личности покупателя. Последний пункт был наиболее популярен среди американцев, но в итоге не была одобрена ни одна из трех инициатив.
Президентский план натолкнулся на ожесточенное сопротивление республиканской оппозиции в Палате представителей. Против этих мер вместе с большинством республиканцев, традиционно получающих финансовую помощь от оружейного лобби, выступили и несколько демократов из американской глубинки, где по-прежнему сильны консервативные настроения.
Их главный аргумент — "убивают не ружья, а люди", и не существует доказательств того, что ограничительные меры непременно приведут к снижению числа смертей от огнестрела. Cтатистика говорит об обратном: в тех штатах, где законы более суровые, жертв огнестрельного оружия меньше, и наоборот: чем слабее регулирование, тем больше люди гибнут от пуль. Однако любые, даже самые незначительные попытки попытки ограничить право на оружие, по мнению консерваторов, выглядят как попрание Второй поправки.
За год до окончания президентства Обама назвал своим главным разочарованием безуспешные попытки внести изменения в части американского законодательства, касающиеся доступа к смертельному оружию. По его словам, американцы являются одним из передовых народов в мире, который при этом не имеет "законов о безопасности огнестрельного оружия, отвечающих здравому смыслу, несмотря на повторяющиеся массовые убийства".
Точки соприкосновения
Обещание сохранить Вторую поправку — один из немногих пунктов, по которому совпадали позиции Хиллари Клинтон и Дональда Трампа во время президентской гонки. Клинтон утверждала, что "орудиям войны не место на улицах". Не отрицая необходимость сохранения Второй поправки к Конституции, она предлагала ужесточить проверку покупателей и ввести уголовную ответственность производителей и продавцов за незаконное приобретение и использование оружия. По мнению Клинтон, необходимо следить за тем, чтобы оружие не попадало в руки опасных преступников, бытовых насильников и психически нездоровых людей.
В свою очередь Трамп называл Вторую поправку "первой американской свободой" и также выступал за сохранение "этого фундаментального права". Однако его программа предполагала не ужесточение, а, напротив, либерализацию существующих правил — за это во время гонки его ожидаемо поддержала NRA. В частности, в случае избрания президентом Трамп обещал отменить "зоны без оружия" — места в США, где запрещено ношение оружия, например в школах и колледжах. Многие представители Республиканской партии придерживаются мнения, что именно эти места чаще всего становятся объектами атак, так как люди там не могут защитить себя с помощью огнестрельного оружия.
После переезда в Белый дом Трамп так и не добился отмены "зон без оружия", однако пообещал и дальше бороться с противниками Второй поправки. Кроме того, в феврале 2017-го Трамп подписал закон, отменяющий запрет на продажу оружия людям с психическими расстройствами.
Законодательство о свободном ношении оружия в странах мира: досье
Проблема остается
До тех пор, пока республиканцы контролируют Конгресс, а Дональд Трамп занимает пост президента, ожидать введения каких-либо ограничений на распространение оружия бессмысленно. В связи с этим сторонники ограничительных мер предполагают, что при нынешней администрации ситуация с гибелью людей от огнестрела будет только ухудшаться. После недавней стрельбы в Техасе политические оппоненты президента вновь потребовали ужесточить законодательство, но тот лишь отмахнулся: обсуждать это слишком рано, и проблема заключается не в регулировании оборота оружия, а в психическом состоянии самого стрелка.
Национальной базы данных оружия в США по-прежнему не существует, и точное количество оружия на руках населения неизвестно. По оценкам исследовательского центра Small Arms Survey, на 316 млн жителей США приходится почти 280 млн единиц стрелкового оружия. В год от пуль в США погибают около 30 тыс. человек. Этот показатель включает 11,4 тыс. убийств и 19 тыс. суицидов, а также порядка 600 несчастных случаев. По данным американской телекомпании NBC, в результате огнестрела в среднем каждый день погибает 86 человек.
Массачусетс становится первым штатом, запретившим "скользящий приклад"* после бойни в Вегасе
Массачусетс стал первым штатом , решившим запретить "скользящий приклад"*(bump stock) и другие специальные устройства для увеличения скорости стрельбы, после бойни в Лас-Вегасе, произошедшей в прошлом месяце
"Скользящий приклад" стал основной темой обсуждения законодателями по всей стране после того, как винтовки с такими приспособлениями (12 штук) были найдены в номере стрелка из Лас-Вегаса, Стивена Паддока, убившего 58 и ранившего около 500 человек в прошлом месяце. Но разговоры о запрете подобных устройств на территории США, похоже, зашли в тупик.
Согласно законопроекту, начиная с 2018 года, в Массачусетсе наказание за владение или использование "скользящего приклада" будет варьироваться от испытательного срока до пожизненного тюремного заключения, заявил представитель CNN представитель демократа Давид Лински, предложивший поправку.
Новый закон определяет bump stock как "любое устройство для оружия, которое увеличивает скорость стрельбы, достигаемую таким оружием, используя энергию от отдачи оружия для создания возвратно-поступательного действия, облегчающего повторную активацию спускового крючка".
Критики утверждают, что законодатели бросились проталкивать закон без проведения публичных слушаний. Джим Уоллес (Jim Wallace), исполнительный директор Gun Owners Action League(GOAL, группы по защите прав владельцев оружия) в штате Массачусетс, назвал законодательство "реакцией на коленный рефлекс".
Заместитель губернатора штата Массачусетс Карин Полито, и.о. губернатора Чарли Бейкера (находящемся в отпуске, но ранее одобрившем законопроект), подписал поправку к закону в пятницу. Запрет вступит в силу через 90 дней с момента его подписания.
Примечание:
* "скользящий приклад" или bump stock - модификация приклада с курком, который позволяет стрелку из полуавтоматического оружия вести стрельбу очередями, т.е. не нажимать каждый раз на спусковой крючок. Приклад использует отдачу винтовки для беспрерывной стрельбы: автомат после каждого выстрела пружинит и сам "натыкается" на палец стрелка, который при этом неподвижен... Bump stock увеличивает точность и позволяет стрелять в привычном положении, уперев винтовку в плечо. Устройство позволяет выпускать до 800 пуль в минуту.
Massachusetts Becomes First State to Ban Bump Stocks Since Vegas Massacre
Комментарий автора:
первая ласточка
Это материалы для сторонников распространения короткоствола.
========================================
Пол Крейг Робертс: От сверхдержавы к некомпетентности
Выросший во второй половине 20-го века, я не узнаю сегодня мою страну. Я прожил жизнь в компетентной стране, а теперь я доживаю жизнь в некомпетентной стране.
Все некомпетентно. Полиция некомпетентна. Они стреляют в детей, бабушек, калек и утверждают, что они опасались за свою жизнь.
Внешняя политика Вашингтона некомпетентна. Вашингтон оттолкнул мир своими безумными незаконными нападениями на другие страны. Сегодня Соединенные Штаты и Израиль являются двумя наиболее ненадежными странами на Земле, и эти две страны считаются самой большой угрозой миру.
Военно-охранный комплекс некомпетентен. Национальная безопасность государства настолько некомпетентна, что она не может противостоять унизительным нападениям террористов на сверхдержаву, которая оказалась совершенно беспомощной. Военная промышленность производит недоработанные самолеты F-35 по гигантской стоимости, которые уступают российским истребителям и даже F-15 и F-16, которые F-35 должны заменить.
СМИ некомпетентны. Я не могу вспомнить ни одной правдивой истории, о которой сообщалось в 21 веке. Должна ведь быть хоть одна, но не приходит в голову.
Университеты некомпетентны. Вместо того, чтобы нанимать профессоров для обучения студентов, университеты нанимают администраторов для их регулирования. Вместо профессоров есть президенты, вице-президенты, канцлеры, вице-канцлеры, проректоры, вице-проректоры, помощники проректоров, деканы, заместители деканов. Вместо предмета, есть речевое регулирование и тренировка чувствительности. Университеты тратят до 75% своих бюджетов на администраторов, многие из которых имеют неоправданные огромные доходы.
Государственные школы стали некомпетентными из-за стандартизованного национального тестирования. Цель образования сегодня – пройти тест. Школьная аккредитация и зарплаты учителей зависят не от развития творчества или независимого мышления тех, кто способен на это, а для того, чтобы только научить их бездумному заучиванию для сдачи стандартизированного теста.
Можно было бы продолжать бесконечно.
Вместо этого, я расскажу историю из повседневной некомпетентности, которая мешала мне писать в последние дни.
Недавно, вдали от моего дома, оператор тяжелого оборудования, работающий на близлежащей строительной площадке, проехал под линиями электропередач с поднятым вилочным подъемником и сломал столб ЛЭП. Вместо того, чтобы отключить электричество и срезать провод по которому электричество шло к моему дому, они разрезали столб. Энергокомпания, как я подозреваю, была сторонним подрядчиком, который восстановил электричество в моем доме, но не проверил, что старый провод все еще подключен. Поэтому, в течение недели или около того мой дом испытывал часовые всплески высокого напряжения, которые выбивали защиту от этих всплесков, перегорели все предохранители и все приборы в доме. Меня в это время не было дома. Потом явилась энергокомпания, обнаружила, что слишком высокое напряжение в доме и вообще все отключила.
Итого. Тут у нас есть дебил, эксплуатирующий тяжелую технику, который не понимает, что он не может ехать под линиями электропередач с поднятым подъемником. У нас есть энергетическая компания или ее сторонний подрядчик, который не понимает, что электричество не может быть повторно подключено, не убедившись, что старый провод все еще подключен.
Поэтому все приборы сгорели. Повсюду стекло от лопнувших лампочек. Речь идет о тысячах долларов.
Учитывая чрезвычайный уровень некомпетентности во всех Соединенных Штатах, я гарантирую, что мы не выиграем эти войны.
Это Америка сегодня. И эти некомпетентные правящие бездари хотят войны с Ираном, Кореей, Россией, Китаем. Учитывая исключительный уровень некомпетентности во всех Соединенных Штатах, я гарантирую вам, что мы не сможем победить в этих войнах.
Деградация.
Journal information