arcver (arcver) wrote,
arcver
arcver

Categories:

Катасонов о евробюджете и торговле ФРГ

В Европе подули новые ветры

Европейскому союзу исполнилось в прошлом году 60 лет, и, кажется, после юбилея на стареющий организм европейской интеграции разом навалились болезни. По итогам референдума 2016 года решение о выходе из ЕС приняла Великобритания (планируется завершить выход 29 марта 2019 года). Масла в огонь добавил новый президент США Дональд Трамп, начавший торговую войну против единой Европы (с 1 июня 2018 года в США вступили в силу таможенные пошлины на импорт стали и алюминия из Европы; на очереди – введение пошлин на автомобили и другие товары из ЕС).

Ослабили Европу, породив противоречия среди стран-членов ЕС, экономические санкции Вашингтона против России, к которым европейцам пришлось присоединиться. Выход США из многостороннего соглашения по ядерной программе Ирана и возобновление экономических санкций против Тегерана – ещё один удар по экономике ЕС. К власти в Италии пришло правительство евроскептиков.

Одной из проблем Евросоюза является его бюджет. Несмотря на то, что в единой Европе уже почти двадцать лет как ликвидированы национальные валюты, от национальных бюджетов страны-члены союза не отказались. А так называемый бюджет ЕС – это наднациональная надстройка, обеспечивающая финансирование общих программ. Львиная доля финансирования приходится на сельское хозяйство и управление природными ресурсами, включая рыболовство и охрану окружающей среды (40-50% всех расходов). Другими направлениями являются: развитие транспортных сетей ЕС; помощь отстающим регионам; научные исследования и разработки; поддержка стран вне ЕС. 5-6% расходов бюджета идет на обеспечение административного аппарата Европейского союза.

Основная часть доходов бюджета Евросоюза (примерно ¾) – взносы стран-членов.  Другим важным источником является доход от пошлин, взимаемых при импорте товаров в ЕС. Дополнительными источниками выступают взносы стран в виде отчислений фиксированного процента (0,3%) от налогов на добавленную стоимость (НДС), взимаемые с компаний штрафы за нарушение законодательства ЕС, взносы стран, не являющихся членами ЕС и др.

Сейчас в единой Европе действует бюджет на период 2014-2020 гг. Начата подготовка проекта бюджета на следующий семилетний период 2021-2027 гг. Ещё в ХХ веке архитекторы европейской интеграции говорили, что в перспективе государства-члены Евросоюза всё большую часть своих экономических, финансовых и социальных функций будут передавать в Брюссель наднациональным институтам. Предполагалось, что государственные бюджеты будут уходить в прошлое, на их место придут общеевропейский бюджет и общеевропейский Минфин.

В 1992 году страны-члены Европейского союза подписали Маастрихтский договор, который определил для них финансовые нормативы. Так, предельная величина суверенного долга устанавливалась в 60% ВВП страны, дефицит годового государственного бюджета – в 3% ВВП. Устанавливались также ограничения по инфляции и процентным ставкам по бумагам суверенного долга. Страны-члены ЕС хронически нарушают нормативы Маастрихтского договора. Так, даже средний по странам Европейского союза уровень суверенного долга в последние годы превышает 80% ВВП. Сторонники доведения евроинтеграции до создания единого полноценного бюджета ЕС полагают, что, когда будет создан тандем Европейский центральный банк (ЕЦБ) – Европейский Минфин, возможностей для нарушений уже не будет. Мол, данный тандем будет жёстко контролировать все аспекты денежной и финансовой жизни единой Европы.

Однако прошли два десятилетия, а общеевропейского Минфина так и не возникло. Всего доходные и расходные части бюджета ЕС составляют примерно 1% совокупного ВВП стран-членов союза. Между тем  расходы национальных бюджетов большинства стран Европейского союза находятся в диапазоне от 40 до 50% ВВП. А у таких стран, как Франция, Бельгия, Италия, Греция, Дания, они превышают 50% ВВП. То есть бюджет ЕС является лишь небольшим дополнением к национальным бюджетам. Хотя, например, для республик Прибалтики бюджет ЕС является серьёзным источником финансирования. За счёт денег из Брюсселя прибалты осуществляют большую часть капитальных вложений (прежде всего, объекты инфраструктуры).

Существуют опасения, что в связи с выходом из Евросоюза Великобритании Брюсселю не удастся сохранить в полном объёме даже тот бюджет ЕС, который у него был. Великобритания относится (точнее, относилась) в Евросоюзе к категории стран-доноров, так что в бюджете образуется дыра. В 2015 году Великобритания внесла в бюджет Евросоюза примерно 15 млрд. евро, а получила финансовых средств из бюджета на сумму 5,3 млрд. (чистый вклад в бюджет ЕС – почти 10 млрд. евро).

Европейская комиссия (ЕК) предлагает два подхода к ликвидации бюджетной дыры: 1) компенсировать потери доходов за счёт дополнительного обложения стран-членов; 2) сократить расходную часть бюджета. ЕК не торопится знакомить общественность со всеми цифрами, но известно, что, несмотря на выход Великобритании, бюджет объединённой Европы не уменьшится, а вырастет. Проект нового семилетнего бюджета свёрстан в размере 1.289 млрд. евро, что составляет 1,114% от ВВП 27 оставшихся членов ЕС. Для сравнения: нынешний семилетний бюджет на период 2014-2020 гг. предусматривает доходы и расходы в размере 1 трлн евро, что составляет 1,03% от ВВП 28 стран.

Франция и особенно Германия против дополнительного обложения стран взносами, ибо на них ляжет основная часть нагрузки по компенсации доходов. Эти два локомотива евроинтеграции будут добиваться снижения величины бюджета и соответствующего сокращения расходов. Крупнейшим донором в Европе является Германия, которая в 2016 г. заплатила в еобщеевропейскую казну 23,27 млрд. евро, а получила в виде дотаций 10,80 млрд. (чистый донорский вклад составил 12,47 млрд.). На втором месте Франция – 19,48 и 11,28 млрд. евро соответственно (чистый донорский вклад – 8,20 млрд.). Третья строка у Великобритании – 12,76 и 7,05 млрд. евро (чистый донорский вклад – 5,71 млрд., это существенно меньше, чем в предыдущие годы).

В целом в следующей семилетке может снизиться доля таких традиционных статей расходов бюджета ЕС, как сельское хозяйство или развитие отсталых районов. Зато появятся новые виды расходов. Например, в новом бюджете предусматриваются расходы на охрану границ Евросоюза в размере 33 млрд. евро – для противодействия нелегальной иммиграции. Ещё 27,5 млрд. евро составят общие оборонные расходы (более чем двукратное увеличение по сравнению с действующим семилетним бюджетом).

Субсидии отстающим странам – вторая по величине статья расходов бюджета ЕС. В текущей семилетке расходы на субсидии запланированы в размере 350 млрд. евро. Первое место по величине субсидий много лет занимала Польша. В текущей семилетке на неё запланированы дотации на сумму 77 млрд. евро (22% всего объёма субсидий). Двумя другими главными бенефициарами бюджета ЕС являются Румыния и Греция. Польша в 2016 г. году заплатила в общеевропейскую казну 3,55 млрд. евро, а получила 10,64 млрд. (чистая субсидия – 7,09 млрд.); Румыния – 1,37 и 7,36 млрд. евро соответственно (чистая субсидия – 5,99 млрд.), Греция – 1,51 и 5,85 млрд. евро (чистая субсидия – 4,34 млрд.). В отдельные годы в списке главных бенефициаров оказывались Португалия и Испания.

Проект бюджета ЕС на следующую семилетку предусматривает сумму дотаций в размере 330 млрд. евро, то есть несколько меньше по сравнению с предыдущим семилетием.  Пострадавшими могут оказаться в первую очередь государства Прибалтики и Польша. А также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния. Вероятно, усилится политизированность европейского бюджета. Звучат призывы сократить дотации Польше и Венгрии по причинам их «неправильного» поведения в общеевропейском доме. Предлагается увеличить объёмы субсидий Греции, Португалии и Испании. Некоторые эксперты полагают, что крупнейшим реципиентом субсидий в новом семилетнем бюджете может стать Италия: Брюссель постарается бросить Риму кость, чтобы не допустить её выхода из еврозоны.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отрицает политическую пристрастность своего ведомства при разработке проекта бюджета на следующую семилетку: «Наш бюджет справедлив для всех», – говорит он. Однако некоторые члены Европарламента и еврочиновники не скрывают намерений сделать бюджет ЕС «политическим». Новый бюджет на 2021-2027 гг. будет приниматься как закон, и некоторые европарламентарии будут настаивать на включении в текст закона формулировок об увязке субсидий с соблюдением «демократии» и «европейских ценностей». Закон принимается квалифицированным большинством – 55% стран-членов Евросоюза, в которых должно проживать не менее 65% населения ЕС. Даже если Польша и Венгрия будут голосовать против, они не смогут наложить вето на принимаемый закон. Однако если к ним присоединятся другие страны, закон может остаться не принятым до весны следующего года. А Юнкер спешит это сделать до весны, когда будут проходить выборы в новый Европарламент и обновится состав Еврокомиссии. Если не поспешить, количество евроскептиков в Европарламенте может возрасти. В Европе подули новые ветры. Италия вообще может выйти из еврозоны, вернувшись к лире и отбросив финансовые критерии Маастрихтского договора. Пример Италии, опасаются в Брюсселе, может быть заразительным. В разваливающейся Европе может не сохраниться даже скромный единый бюджет, который действует на период 2014-2020 гг.

Об особых отношениях ЕЦБ и Бундесбанка

Европейскому центральному банку (ЕЦБ), датой рождения которого    считается 1 июня 1998 года, исполнилось двадцать лет.  Есть основания считать, что по степени влияния на жизнь Европы ЕЦБ – важнейший институт Евросоюза. Формально, правда, это институт только еврозоны, где обращается евро (в еврозону входит 19 из 28 государств-членов ЕС), но ЕЦБ является одновременно центром Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), объединяющей все национальные центральные банки стран ЕС.

Формально Европейским центральным банком управляет Совет управляющих, в котором представлены руководители центробанков всех стран еврозоны, но фактически решения принимаются на заседаниях правления ЕЦБ (Executive Board) из шести человек, включая президента ЕЦБ, назначаемого Европейским советом.  Сегодня это итальянец Марио Драги.  Многие эксперты  полагают, что он находится под сильным влиянием хозяев денег, то есть главных акционеров Федеральной резервной системы. Долгое время Марио Драги работал в американском банке «Голдман Сакс», который является одним из влиятельных акционеров Федерального резерва. «Бывших» в «Голдман Сакс» не бывает. Полагают, что как руководитель ЕЦБ Драги принимает решения с учётом рекомендаций своих заокеанских коллег. Одновременно он является членом закрытой группы G30, состоящей из наиболее влиятельных банкиров и финансистов разных стран.

Как строятся отношения ЕЦБ с центробанками стран еврозоны? Последние в значительной мере утратили свою самостоятельность и действуют по командам из Франкфурта-на-Майне, где находится штаб-квартира ЕЦБ. Именно ЕЦБ принимает важнейшие решения по денежно-кредитной политике (ключевая ставка, объем денежной массы и денежной эмиссии и др.), а национальные центробанки лишь выступают в качестве его филиалов. Так, ЕЦБ с января 2015 года проводит политику «количественных смягчений» (КС), то есть непрерывного увеличения денежной массы евро. Эта европейская валюта попадает в обращение в результате покупки Европейским центральным банком долговых бумаг, эмитируемых казначействами стран еврозоны. В первую очередь это бумаги суверенного долга Греции (у неё самый высокий уровень суверенного долга, находящийся на уровне 175-180% ВВП). Также осуществляется покупка долговых бумаг Италии, Португалии, Испании и др. Новое коалиционное правительство Италии, сформированное в мае, настаивает на том, чтобы ЕЦБ списал Италии долг в размере 250 млрд. евро (почти 300 млрд. долл.). Рим понимает, что завтра, когда печатный станок ЕЦБ остановится, будет поздно: остановка в наращивании долговой пирамиды приведет к её обрушению. Такой сценарий ждёт также Португалию, Испанию и ряд других стран еврозоны.

Хотя за двадцать лет существования евро ЕЦБ превратил национальные центробанки в свои региональные конторы, которые должны лишь исполнять его команды, в еврозоне есть один центробанк, с которым ЕЦБ вынужден считаться. Это Центробанк Германии (Бундесбанк). Доля ВВП Германии в Евросоюзе составляет 27,4 %, а в совокупном ВВП стран еврозоны доля Германии – без малого 2/5.

Следует вспомнить, что при подготовке планов европейской валютной интеграции и введения единой валюты в Европе первоначально на роль такой валюты предлагалась немецкая марка. Резко против выступила тогда Франция, которая всегда ревниво относилась к любым планам усиления немецкого соседа. Поэтому переиграли на евро.  Сам ЕЦБ, между прочим, создан по образу и подобию Бундесбанка. Также не случайно, что главная контора ЕЦБ находится не в Брюсселе, а на немецкой земле – во Франкфурте-на-Майне, в том же городе, где и Бундесбанк. Так что президент Бундесбанка Йенс Вайдман и Марио Драги могут каждодневно обсуждать наиболее деликатные вопросы во время личных встреч.

В формате статьи невозможно перечислить всё, что может волновать руководителей двух этих центробанков.  Акцентирую внимание лишь на одном важном аспекте – проблеме валютного курса евро. Наверное, тема валютного курса евро в еврозоне является наиболее чувствительной именно для Германии, поскольку Германия способна выполнять свою роль локомотива в Европе прежде всего потому, что имеет самые крепкие позиции на внешних рынках по сравнению с другими странами ЕС. Так, в 2016 году экспорт товаров 28 стран-членов ЕС за пределы союза составил 1745,2 млрд. евро. На Германию пришлось 501,5 млрд. (почти 29%). В том же году импорт товаров стран-членов был равен 1708,3 млрд. евро. На Германию пришлось 320,6 млрд. (около 19%). Обратим внимание на то, что в рамках всего ЕС товарный экспорт очень незначительно превышал товарный импорт (положительное сальдо в 36,9 млрд. евро), а у Германии имелось положительное сальдо, превышающее 180 млрд. евро.

Приведу последние данные европейской статистической службы о внешней торговле Германии за март 2018 года. Экспорт составил 116,1 млрд. евро, причём поставки в страны еврозоны – 44,2 млрд., за пределы еврозоны – 71,9 млрд. Импорт был равен 90,9 млрд. евро, в том числе импорт из стран еврозоны – 35,0 млрд., из стран, находящихся за пределами еврозоны, – 55,9 млрд. евро. Таким образом, 62% внешнеторгового оборота Германии приходилось на страны, находящиеся за пределами еврозоны. В торговле с этими странами активное сальдо составило за месяц 16,0 млрд. евро.

От позиций Германии на внешних рынках судьба всего Европейского союза и еврозоны зависит самым прямым образом. А внешнеэкономические успехи германского локомотива за пределами еврозоны сильно зависят от курса евро по отношению к другим валютам.

Очевидно, что политика КС, которая проводится Европейским центральным банком уже три с половиной года, способствует поддержанию курса евро по отношению к доллару США и другим валютам на относительно низком уровне. Такая политика дует в паруса немецкой экономики, имеющей ярко выраженную экспортную ориентацию. Если в 2012 году сальдо внешней торговли товарами и услугами Германии было равно 140,3 млрд. евро, то в 2016 году, как мы отметили, оно уже увеличилось до 189,9 млрд. евро (прирост на 35%). Четыре года подряд наблюдается непрерывный рост экспорта Германии. По итогам 2017 года он увеличился еще на 6,3% и достиг рекордной величины 1279 млрд. евро. Германия уверенно обошла США по объёму экспорта, заняв второе место в мире после Китая (немецкий экспорт составил в прошлом году примерно 73% от объема китайского).

Однако политика КС порождает ряд серьёзных рисков. Один из них – быстрое наращивание суверенных долгов стран-членов еврозоны в результате скупки Европейским центробанком казначейских бумаг. Может наступить момент, когда страны-должники окажутся не способными обслуживать свои пухнущие долги, и начнутся дефолты. Сначала в Греции, затем в Италии, Португалии, Испании, Ирландии. Сие будет означать, что рухнет вся конструкция под названием еврозона. Это прекрасно понимают в Бундесбанке, заинтересованном в сохранении евро и еврозоны. А потому, подавив свои эгоистические желания и дальше стимулировать экспортную экспансию немецкой экономики, руководители  Центробанка Германии вынуждены соглашаться с тем, что программу КС пора сворачивать.

В конце текущей недели состоится заседание ЕЦБ с обсуждением будущего программы КС. Скорее всего, будет принято решение о её завершении до конца года. Правда, ключевая ставка ЕЦБ, как ожидают эксперты, останется на прежней нулевой отметке. Пока. С середины следующего года она может впервые с 2015 года получить положительное значение. ЕЦБ (не без согласия и поддержки со стороны Бундесбанка) пытается предотвратить финансовую катастрофу. Не знаю, удастся ли.

А вот вероятность того, что бурная экспортная экспансия Германии в будущем году закончится, очень велика.  Учитывая, что между США и Евросоюзом затевается торговая война, а значительная часть положительного сальдо торгового баланса Германии обеспечивается за счет США, немецкую экономику в ближайшем будущем могут ждать непростые времена.

По евробюджету, мне кажется, что после признания прихода Песца, не сразу, будет сброс стран, дающих слишком мало в общий бюджет. Они высосаны почти до шкурки и паук Брюссель от них избавится. Обратите внимание на резкое усиление расходов на защиту границ.

Удивлён доминированием в торговле Германии стран не из ЕС. Не готов предсказывать поведение Берлина, но ослабление глобалистских партий (неминуемое) может поставить под вопрос необходимость существенных жертв бюджета ФРГ в чужую пользу, тем более, в пользу откровенно неадекватно ведущих себя поляков.

Tags: Европа на распутье
Subscribe

promo arcver february 1, 2015 11:20 67
Buy for 10 tokens
К величайшему горю для меня, Толик умер 18.08.2020 года... Инсульт. Кровоизлияние в ствол головного мозга. То есть у него просто не было шансов... Оставляю его текст ниже без изменений. Пусть останется памятью о нём. А я по мере сил буду продолжать хотя бы эту часть его дела -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments