Как и почему Пекин с Берлином договорилась дружить против Вашингтона
А ведь так все красиво начиналось. Кто мог предположить полтора десятка лет назад, что придуманный и запущенный Америкой глобализм станет ее же могильщиком?
США породили глобализм, который сейчас хоронит Америку.
На первый взгляд, произошедшее событие не выглядит эпохальным. Представители двух ведущих экономик мира встретились для обсуждения взаимно интересных вопросов и подписали несколько торговых соглашений. Вроде ничего особенного. Однако детали меняют все.
Европу не без оснований было принято считать неразрывной составной частью коллективного Запада и даже колонией США. Сразу после Второй мировой войны так оно и было, но с тех утекло слишком много воды. Сегодня полностью перестало соответствовать второе и, судя по произошедшему, серьезно меняется первое.
Колония это когда прибыль от ее экономической эксплуатации извлекает метрополия. Пока США реализовывали План Маршалла, Европа фактически трудилась на обогащение США, но уже к началу 80-ых положение стало меняться. Уже по итогам 2016 Соединенные Штаты опустились с первого места на третье в списке ведущих торговых партнеров Германии, пропустив вперед даже явно им экономически уступающую Францию. В лидеры германской (да и европейской в целом) внешней торговли поднялся Китай, еще годом ранее занимавший лишь четвертое место после Нидерландов.
Это значит, что произошедшая встреча канцлера ФРГ Ангелы Меркель с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном является не каким-то внезапным прорывом или лихим истребительным маневром. Они лишь знаменует собой результат глобальных перемен в фундаментальных экономических процессах, начавшихся, минимум, три года назад. Их анализ позволяет понять не только смысл произошедшего сейчас, но и оценить дальнейшие тенденции. В том числе неизбежно затрагивающие всю геополитическую конструкцию мира.
Люди, продолжающие считать Европу бесправной и безвольной американской колонией, вероятно, не знают, что на взаимной торговле зарабатывают там давно уже не США. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis) уже в 2015 году Германия продала в США своих товаров на 113,7 млрд. евро, тогда как купила американских всего на 60,2 млрд. Такого большого торгового профицита, как с Америкой (+53,5 млрд. евро), немцы не имеют ни с какой другой страной мира. Так что на статус колонии это похоже слабо.
Впрочем, судя по попыткам США развернуть против Евросоюза широкомасштабную торговую войну и откровенно высокомерного поведения хозяина Белого дома, правящая элита за океаном по сей день продолжает считать сувереном себя.
Надо отметить, некоторые немецкие эксперты соглашаются с позицией американской администрации о том, что такому перекосу во взаимной торговле способствует политика сокращения бюджетных расходов Германии. Мол, государство чуть ли не целенаправленно уклоняется от исполнения свой прямой задачи – стимулирования экономики. Будь у немцев больше денег, они бы наверняка стали покупать больше американских товаров.
Формально такой аргумент содержит некоторое рациональное зерно. Но лишь некоторое, потому что действительно имеющее место сокращение расходов, прежде всего, является следствием снижения налоговых поступлений. В любой развитой экономике львиную долю налоговых сборов дают не вычеты из зарплат граждан, а налоги с крупных корпораций. А они, благодаря активному расширению глобализма, активно пользовались открывающимися благодаря ему возможностями "налоговой оптимизации". И не только они. Вот уже лет пять как среди всех транснациональных корпораций стало модно держать на зарубежных, в том числе, оффшорных, счетах нераспределенную прибыль. Ее нахождение в этом статусе позволяет "пока" не платить налогов.
Следовательно, бизнес формально зарабатывает неплохо, но на бумаге отражает заметно более блеклые показатели. В том числе, благодаря удобному американскому законодательству, такие фортели позволяющему. Кстати, львиная доля "нераспределенной прибыли" находится как раз в их налоговой юрисдикции. Будучи юридически иностранными резидентами, европейские корпорации получают возможность держать деньги в кубышке и не платить налоги никому.
В результате Вашингтон сейчас пожинает плоды своей прошлой долгосрочной стратегии строительства глобального мира без границ для капиталов и рабочей силы. Ирония происходящего заключается в том, что самым слабым звеном в этой игре на вылет, оказался сам автор - США.
Не имея возможности предложить миру больше собственных товаров и уже проигрывая целые технологические ниши, Америка столкнулась с критичной проблемой дефицита платежного баланса. Она, конечно, еще гегемон, но по факту на ней наживаются уже все, кому не лень. Единственный способ как-то изменить расклад – наплевать на ВТО и начать закрывать таможенные границы, что сейчас и пытается делать Трамп.
Но оборотной стороной процесса оказывается то самое западное единство. Благосостояние Европы, в особенности, Германии, вот уже третью сотню лет основывалось на торговле. Более того – в основном внешней, к примеру в ФРГ сегодня формирующей по меньшей мере треть национального ВВП. Если один из главные рынков, формирующих самый большой фонтан прибыли, демонстрирует тенденцию к пересыханию, то умные люди заранее задумываются о поиске других вариантов. Что и произошло сразу после окончательного провала американской экономической экспансии в Европу в виде проталкивания договора TTIP.
Денежные реки стали тихо и, на первый взгляд, малозаметно менять направление течения. Плюс к тому в очередной раз свою справедливость подтвердила старая поговорка о полезности врага моего врага. Если США, частично не без оснований, считают возможным объявить жесткую торговую войну Китаю и Европе, потому что находятся с ними в равных весовых категориях, то почему бы двум американским противникам не объединить силы для общей пользы?
Именно это сейчас и произошло. Причем дело даже не в конкретных деталях 22 соглашений, заключенных между ФРГ и КНР. Значительно важнее их общее содержание. Именно оно как раз для США фатально. Берлин с Пекином договорился о трех концептуальных вещах. Во-первых, китайцы в Европе в ближайшее время построят несколько новых заводов по производству важных технологических элементов. Например, аккумуляторных батарей для электрокаров европейских производителей. До настоящего времени Европа их покупала в США.
Во-вторых, Пекин открыл для немецких банков свой внутренний финансовый рынок, тем самым предоставив европейским деньгам огромный и доходный рынок для инвестиций, превосходящий по привлекательности как американский, так и собственный европейский. Значит, США утрачивают статус единственного подходящего пространства для финансовых вложений. Следовательно, отток денег из Штатов усилится.
В-третьих, объединение рынков и экономик Европы и Китая создает отдельный огромный кластер с собственными интересами, часто прямо конфликтующими с нормами ВТО. Тем самым Торговую организацию можно начинать хоронить. А это в значительной части фундаментальная основа, формировавшая весь коллективный Запад в целом.
Все перечисленное имеет прямо негативные последствия для США, не только в экономике, но и геополитике. Как минимум с однозначной перспективой роспуска НАТО, как альянса, утратившего адекватность в части целей и задач. А ведь так все красиво начиналось. Кто мог предположить полтора десятка лет назад, что придуманный и запущенный Америкой глобализм станет ее же могильщиком?
Китай и Германия объединяются против США. Новый поворот торговой войны
МОСКВА, 12 июл — РИА Новости, Игорь Гашков. В Пекине рассчитывают на совместное с Евросоюзом заявление, осуждающее экономическую политику Трампа. В рамках подготовки документа премьер Госсовета Ли Кэцян посетил страны Восточной Европы и Германию. В Берлине подписаны соглашения на 23 миллиарда долларов, Китай пообещал облегчить европейским инвесторам доступ на внутренний рынок.
Европа смотрит на Восток
Китай и Германию объединяет то, что оба государства гораздо больше экспортируют в США, чем импортируют оттуда. Президент Трамп не раз говорил о необходимости устранить торговый дисбаланс, и Белый дом в конце концов ввел заградительные пошлины. В результате только КНР недосчитается 34 миллиардов долларов.
В последние десятилетия Пекин активно вкладывался в экономики стран Восточной Европы и пользуется поддержкой местных властей. Теперь необходимо растопить лед в отношениях с Западной Европой, где многие относятся к Китаю с опаской, подозревая в намерении скупить стратегические активы Евросоюза.
Дипломатический вояж Ли Кэцяна способствовал сближению стран, задетых курсом Трампа. Последовали взаимные дружелюбные жесты. "Мы снизим тарифы на импорт товаров в Китай", — сообщил Ли Кэцян, выступая на саммите в Софии. "Штрафные пошлины против Китая вредят и немецкому бизнесу", — подчеркнула Ангела Меркель.
Пекин ищет друга
…
Дружить с Китаем согласны не все
Но не все в Евросоюзе готовы протянуть Китаю руку. Есть и те, кто ставит под сомнение добрую волю Пекина.
"В Германии опасаются, что Китай, располагающий огромными финансовыми средствами, примется скупать стратегически важные экономические объекты. В ЕС действует негласное правило: по-настоящему ценные активы продавать только европейцам. Пекин чувствует это и пытается маневрировать. Заходит с черного хода, инвестирует в проблемные страны на востоке ЕС. Там элиты настолько нуждаются в деньгах, что смотрят на это сквозь пальцы. Но в Берлине все иначе", — объяснил РИА Новости немецкий политолог Александр Рар.
Как считает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, ФРГ и КНР дополняют друг друга экономически, однако очень далеки политически и ментально. "Китай ориентируется на выпуск массовой продукции, Германия — на высококлассные, но штучные товары. В этом смысле они заинтересованы в сотрудничестве. И обе страны чрезвычайно нуждаются в сохранении режима свободной торговли. Тем не менее перспективы политического сближения неясны", — считает эксперт. По его мнению, впереди у КНР и ФРГ — отстаивание своих прав через структуры ВТО.
Но в Пекине не теряют надежды на помощь Европы. На 16-17 июля назначен китайско-европейский саммит, посвященный вопросам политического и экономического сотрудничества. По его итогам ожидается важная декларация, выражающая общее мнение участников и их видение будущего.
Трамп потребовал от Европы невыполнимого
Проходящий в Брюсселе саммит НАТО закончился очередным ультиматумом Трампа в адрес европейских союзников. Если раньше президент США требовал от других членов альянса поднять оборонные расходы до 2% ВВП, то теперь он удвоил эту планку. Однако есть масса признаков того, что Европа шантаж Трампа попросту проигнорирует.
Президент США Дональд Трамп на саммите НАТО в среду поставил перед членами альянса практически ультиматум – и резко пересмотрел свои прежние требования. И касается это прежде всего уровня расходов членов НАТО на оборону (в процентах от ВВП). «Президент Трамп поднял вопрос не только до 2%, но и установил новую цель – 4%», – сообщил после заседания лидер Болгарии Румен Радев, которого цитирует Bloomberg. Не без раздражения Радев добавил, что НАТО – это не биржа, на которой можно «купить безопасность».
Позже пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс подтвердила слова Радева. При этом неясно, было ли это просто устное пожелание или Трамп будет добиваться его формального закрепления в документах НАТО.
Сразу после заседания Трамп уже публично потребовал от всех стран НАТО довести свои оборонные расходы до 2% ВВП немедленно (ранее он был согласен немного подождать). «США платят за защиту Европы, а затем теряют миллиарды [долларов] в сфере торговли. [Страны НАТО] обязаны платить 2% от ВВП немедленно, а не к 2025 году», – написал он в «Твиттере».
Премьер-министр Испании Педро Санчес первым из участников саммита публично ответил Трампу, напомнив, что его страна уже увеличивает расходы на оборону. А генсек военного блока Йенс Столтенберг объявил: на саммите утверждены национальные планы по увеличению военных расходов стран в целом на 266 млрд долларов к 2024 году. Это означает рекордный рост расходов.
Другие лидеры хранили молчание. Только гость саммита, премьер-министр Швеции Стефан Левен заявил, что его страна не обязана столько платить, ведь королевство – всего лишь партнер НАТО. «Нет утверждений, что страны-партнеры также должны тратить 2%. С другой стороны, мы увеличиваем в течение ряда лет – почти на 17% до 2020 года. Это рост более чем на 20 млрд крон (2 млрд евро)», – цитирует премьера ТАСС.
Соединенные Штаты тратят почти 4% (если быть точным, 3,58%) от своего ВВП на оборонные нужды, напомнил газете ВЗГЛЯД бывший начальник международно-договорного управления Минобороны России генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. «Логика понятна: почему США должны тратить 4%, а, например, Германия – 1,5 или даже 2%? Но Германия ведь и 2% не готова платить до 2024 года. Максимум, на что они готовы пойти, – 1,7%», – отметил Бужинский.
Эксперт выразил удивление недавними данными агентства Associated Press, из которых следует, что США вносят лишь 22% бюджета НАТО. Достаточно обратиться к опубликованному 10 июля официальном отчету НАТО, чтобы убедиться, что это не так. Бюджет альянса на этот год – 1,013 трлн долларов. Из них 706 млрд, или 70% – вклад США. «Это значит, что альянс – это США, которые все тянут на себе, плюс 28 остальных стран», – заметил Бужинский.
Вклад США в любом случае не может снизиться до уровня вклада Канады, Франции или той же Германии, уверен собеседник, просто из-за разницы самого ВВП. «Даже если Соединенные Штаты урежут расходы до 2%, их ВВП несопоставим с ВВП Германии, Италии или Франции. США были, есть и останутся основным плательщиком. Никуда они не денутся, будут платить, иначе НАТО просто прекратит свое существование, – подчеркивает Бужинский. – Без США Североатлантический альянс – это пустой звук, фикция».
Поэтому европейские партнеры вряд ли всерьез отнесутся к призывам Трампа взвалить на себя бремя ответственности за альянс. США не пойдут на «обнищание» и ослабление НАТО, они не будут действовать во вред своим геополитическим интересам. А те же немцы не пойдут на повышение военных расходов, зная, что американцам волей-неволей придется их прикрывать. Следовательно, расклад останется прежним, а требование Трампа, скорее всего, рассчитано на внутриамериканскую аудиторию. Очевидно, что в ближайшее время Трамп не добьется от союзников повышения взносов не то что до 4%, а даже до 2%.
«Переговорная тактика Трампа общеизвестна: сначала эскалация требований, потом – заключение соглашения с ошеломленным партнером на выгодных для себя условиях», – заявил газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.
Понятно, что 4% оборонных расходов для европейцев – это совершенно невозможная величина, замечает эксперт. «Но если Трамп в итоге добьется от Европы такого повышения оборонных расходов, то он сможет, во-первых, высвободить значительные американские военные силы из Европы. Во-вторых, он получит значительную прибыль, поскольку существенная часть этих дополнительных расходов будет пущена европейцами на закупки американского оружия», – указывает Кашин.
«Мы не знаем, какая у него конечная цель и насколько она реалистична», – замечает Кашин. Он полагает: вполне возможно, что у Трампа срабатывает память о временах холодной войны. «В ту эпоху для европейских стран, таких как Франция, было совершенно нормальным на протяжении длительного времени поддерживать уровень военных расходов в 3,5 и даже те же 4%». Но ясно, что с тех пор времена изменились, европейцы изрядно поистратились.
«Трамп может их «трясти» сколько угодно, но никуда не девается важнейшая проблема стран Евросоюза: высокий уровень госдолга в соотношении с ВВП», – отмечает Кашин. Чисто с экономической точки зрения резервы для наращивания любых видов расходов у ЕС довольно ограничены.
«Можно на них орать и что-то до бесконечности требовать, но непонятно, как они исполнят требуемое», – отмечает собеседник. Кашин полагает: пока нет признаков того, что Трампу удается психологически сломать контрагентов из Старого Света.
…
Китай и ЕС заявили о необходимости противостоять торговому протекционизму
Китай и Германия будут укреплять координацию в решении глобальных проблем
Сделал в статьях небольшие купюры, чтобы втиснуть их в формат жж. Как видите, проглобалистски настроенные КНР и ФРГ сама судьба толкает в объятия друг друга, несмотря несовместимость по некоторым другим пунктам, идеологии, истории, например. Если кто забыл, то между этими возможными партнёрами лежит Россия, без вовлечения которой в образующийся союз он будет неполноценным. Да и без «зонтика» ВКС РФ подобное объединение выглядит непрочным. При неминуемой кластеризации мира, образование Азиопы чрезвычайно перспективно. Если не вспоминать бешенцев и многочисленные базы САСШ в ЕСL
Journal information