arcver (arcver) wrote,
arcver
arcver

Categories:

Выставка саморазоблачения

Ле Бурже 53: выставка пластмассовых мечтаний

Александр Запольскис

Paris AirShow 2019 стало круп­ней­шим по раз­ме­ру и ка­та­стро­фи­че­ским по со­дер­жа­нию.

17 июня 2019 в при­го­ро­де Парижа Ле Бурже от­крыл­ся тра­ди­ци­он­ный ев­ро­пей­ский Меж­ду­на­род­ный авиа­кос­ми­че­ский салон Paris AirShow. Он не только 53-й по счету в своей ис­то­рии, но и круп­ней­ший по раз­ме­ру. Вы­ста­воч­ные ме­ро­при­я­тия за­ни­ма­ют 75 гек­та­ров, в них участ­ву­ют 2500 ком­па­ний, по­ло­ви­на из ко­то­рых фран­цуз­ские, осталь­ные пред­став­ля­ют авиа­ци­он­ную и кос­ми­че­скую про­мыш­лен­ность из 49 стран.

Ор­га­ни­за­то­ры ожи­да­ют, что шоу в этом году по­се­тят более 300 тыс.  че­ло­век, ко­то­рым будет на что по­смот­реть. На юби­лей­ном ме­ро­при­я­тии - их в  этом году сразу два: сто­ле­тие аэро­пор­та Ле Бурже и пя­ти­де­ся­ти­ле­тие  кон­сор­ци­у­ма Airbus - по­се­ти­те­лям пред­став­ле­но 143 ле­та­тель­ных ап­па­ра­та,  сорок из ко­то­рых со­вер­шат по­ка­за­тель­ные полеты.

Салон в Ле Бурже должен про­де­мон­стри­ро­вать вы­да­ю­щи­е­ся успехи ми­ро­во­го  авиа­стро­е­ния, а также под­черк­нуть без­услов­ность пре­вос­ход­ства мощи  за­пад­но­го кос­ми­че­ско­го и авиа­стро­е­ния, а также за­гла­дить неко­то­рые  недав­ние про­ис­ше­ствия.

Однако уже с пер­во­го дня там что-то пошло не так. Причем с пер­во­го  дня со­вер­шен­но бук­валь­но. К при­ме­ру, несмот­ря на офи­ци­аль­ные пуб­лич­ные  из­ви­не­ния и боль­шую пресс-кон­фе­рен­цию о про­де­лан­ной работе над ошиб­ка­ми,  в те­че­ние первых двух дней Boeing не за­клю­чил ни одного кон­трак­та на свой су­пер­лай­нер.

Помимо всяких разных те­ку­щих до­сти­же­ний и от­кры­тий, клю­че­вым лейт­мо­ти­вом  ме­ро­при­я­тия пред­по­ла­га­лась де­мон­стра­ция целого букета до­сти­же­ний в  самом на данный момент по­пу­ляр­ном на­прав­ле­нии - ис­тре­би­те­лей пятого  по­ко­ле­ния. Се­год­ня к та­ко­вым от­но­сят­ся лишь аме­ри­кан­ский F-35 Lightning  II и рос­сий­ский Су-57, ранее из­вест­ный как Т-50 или ПАК ФА.  Соб­ствен­ные  успехи в этой же об­ла­сти обе­ща­ли про­де­мон­стри­ро­вать фран­цу­зы, турки и  бри­тан­цы.

Париж вообще сразу зашел с ко­зы­рей, раз­ме­стив на входе ре­зуль­тат  на­ча­той аж в 2013 году соб­ствен­ной ев­ро­пей­ской про­грам­мы FCAS (Future  Combat Air System – «Воз­душ­ная боевая си­сте­ма бу­ду­ще­го»). В ней важную  роль играла бри­тан­ская кор­по­ра­ция BAE Systems, но в связи с Brexit она  теперь тру­дит­ся над соб­ствен­ным про­ек­том Tempest  ("Буря") в со­ста­ве группы Team Tempest, объ­еди­ня­ю­щую усилия  ев­ро­пей­ско­го про­из­во­ди­те­ля ра­кет­ных систем MBDA, бри­тан­ско­го  дви­га­тель­но­го под­раз­де­ле­ния Rolls Royce и, ве­ро­ят­но, ита­льян­ско­го  кон­цер­та Leonardo.

Как во­дит­ся, ин­три­гу ор­га­ни­за­то­ры со­хра­ня­ли до по­след­не­го мо­мен­та,  тща­тель­но укутав нечто явно са­мо­лет­но-ис­тре­би­тель­но­го вида боль­шим  кра­си­вым тентом. Фран­цу­зы в ку­лу­а­рах го­во­ри­ли,  что там стоит машина даже не пятого, а по целому ряду па­ра­мет­ров уже  ше­сто­го по­ко­ле­ния. Помимо вы­да­ю­щих­ся соб­ствен­ных так­ти­ко-тех­ни­че­ских  ха­рак­те­ри­стик (вклю­чая эле­мен­ты ИИ), FCAS (после ухода бри­тан­цев  пе­ре­име­но­ван­ный в New Generation Fighter – ис­тре­би­тель нового по­ко­ле­ния,  NGF) будет спо­со­бен дей­ство­вать в тесном вза­и­мо­дей­ствии с роем  пол­но­стью ро­бо­ти­зи­ро­ван­ных удар­ных бес­пи­лот­ни­ков, об­ме­ни­ва­ясь с ними  дан­ны­ми через си­сте­му Air Combat Cloud в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни.

Однако когда в при­сут­ствии фран­цуз­ско­го пре­зи­ден­та Эм­ма­ну­э­ля Мак­ро­на  со­труд­ни­ки тент кра­си­во сдер­ну­ли, под ним ока­за­лась самая обык­но­вен­ная  пласт­мас­со­вая иг­руш­ка на под­став­ке, только в раз­ме­ре на­ту­раль­ной машины.  Даже не де­мон­стра­тор тех­но­ло­гий и вообще совсем не про­то­тип, а самый  на­ту­раль­ный га­ба­рит­ный макет.

Это все, чего раз­ра­бот­чик сумел до­стичь за шесть лет работы.  Ока­за­лось, что даже с по­мо­щью и под­держ­кой Airbus Defense and Space  фран­цуз­кий авиа­стро­и­тель­ный кон­церн Dassault Aviation во­ди­ноч­ку по­тя­нуть  столь слож­ный проект не в со­сто­я­нии. Теперь его делают в ко­опе­ра­ции с  Бер­ли­ном. Но, судя по всему, дело идет туго.

Хотя в ми­но­обо­ро­ны Пятой рес­пуб­ли­ки на­мек­ну­ли на на­ли­чие первых  за­ка­зов на NGF на сумму в 65 млн дол­ла­ров (правда, не уточ­няя - откуда),  на данный момент проект  фак­ти­че­ски на­хо­дит­ся на этапе кон­кре­ти­за­ции кон­цеп­ции "машины нового  по­ко­ле­ния",  оценки опе­ра­тив­ной и тех­ни­че­ской эф­фек­тив­но­сти  пред­ло­жен­но­го ре­ше­ния, а также ее тех­ни­че­ской ре­а­ли­зу­е­мо­сти на прак­ти­ке.

Раз­ра­бот­чи­ки оправ­ды­ва­ют­ся на­ли­чи­ем вре­ме­ни. По планам первые машины должны начать по­сту­пать на во­ору­же­ние ев­ро­пей­ских стран не ранее 2040 года.  Как бы "время еще есть, успеем сваять в ме­тал­ле". А пока сойдет и так.  Глав­ное, что смот­рит­ся вполне со­вре­мен­но и даже фу­ту­ри­стич­но. Не хуже,  чем у других!

И ведь дей­стви­тель­но, бри­тан­ский Tempest и ту­рец­кий TF-X на­хо­дят­ся в  точно таком же "пласт­мас­со­вом" со­сто­я­нии, хотя турки свой проект вообще  обе­ща­ют "по­ста­вить в серию" аж на семь лет раньше!

Да, Анкара тоже обе­ща­ет со­здать соб­ствен­ный ис­тре­би­тель пятого  по­ко­ле­ния. Он, ко­неч­но, не сможет пре­взой­ти аме­ри­кан­ца (про рус­ских  турки ста­ра­тель­но умал­чи­ва­ют), но как ми­ни­мум вплот­ную при­бли­зит­ся к  нему по ха­рак­те­ри­сти­кам. В 2023-м – про­то­тип. Через три года – первый  ис­пы­та­тель­ный полет, а в 2031 – по­ступ­ле­ние машин на во­ору­же­ние ту­рец­ких  ВВС.

Каким об­ра­зом у Турции сие чудо по­лу­чит­ся – оста­ет­ся непо­нят­ным.  Ее соб­ствен­ный опыт про­из­вод­ства со­вре­мен­ной авиа­ции огра­ни­чи­ва­ет­ся  ли­цен­зи­он­ной сбор­кой ис­тре­би­те­лей F-16 на заводе ком­па­нии Turkish  Aerospace Industries (TAI).

Впро­чем, если судить по кос­вен­ным от­кры­тым ис­точ­ни­кам, турки со­би­ра­ют­ся просто "все купить за деньги".  На проект пред­по­ла­га­ет­ся вы­де­лить 31-33 млрд дол­ла­ров. С июня 2013  года, на ос­но­ва­нии со­гла­ше­ния о тех­но­ло­ги­че­ском парт­нер­стве с ту­рец­ким  МО общий дизайн TF-X раз­ра­ба­ты­ва­ют ин­же­не­ры ком­па­нии Saab. В январе 2017  к про­ек­ти­ро­ва­нию фю­зе­ля­жа и ос­нов­ной ком­по­нов­ке машины под­клю­чи­лась BAE  Systems.

Хотя из­на­чаль­но тор­же­ствен­но обе­ща­лось не менее 65% обо­ру­до­ва­ния для  TF-X про­из­во­дить строго в Турции, к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту уже от­кры­то  го­во­рит­ся о пе­ре­смот­ре за­яв­лен­но­го по­ка­за­те­ля, так как са­мо­сто­я­тель­но  со­здать ряд клю­че­вых узлов про­мыш­лен­ность страны не может.

В част­но­сти, камнем пре­ткно­ве­ния ока­зы­ва­ет­ся дви­га­тель, ко­то­рый  из­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось раз­ра­бо­тать сов­мест­но с кем-нибудь из  аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций. Но после ис­то­рии с при­об­ре­те­ни­ем рос­сий­ских ЗРК  С-400 и воз­ник­ших в этой связи трений с Ва­шинг­то­ном, го­во­рить об этом  не при­хо­дит­ся.

Таким об­ра­зом, на­пра­ши­ва­ет­ся од­но­знач­ный вывод о су­ще­ствен­ном  от­ста­ва­нии ев­ро­пей­ских стран в об­ла­сти боевой авиа­ции, ми­ни­мум, на  по­ко­ле­ние. Смогут ли они к за­яв­лен­ным срокам вы­ка­тить успеш­ный ре­зуль­тат  – оста­ет­ся во­про­сом от­кры­тым. Франко-гер­ман­ский NGF к 2040 году – может  быть. Бри­тан­ский Tempest – под очень боль­шим со­мне­ни­ем, хотя  тео­ре­ти­че­ски воз­мож­но. Первый ис­пы­та­тель­ный полет ту­рец­ко­го TF-X  в 2026  – точно нет.

Впро­чем, надо при­знать, что сама вы­став­ка авиа­ци­он­ных до­сти­же­ний 2019  года в во­ен­ной об­ла­сти, впер­вые в своей ис­то­рии, ока­за­лась  де­мон­стра­ци­ей не успе­хов, а только голых по­же­ла­ний. Участ­ни­ки хотят  обес­пе­чить себе ору­жей­ную неза­ви­си­мость от США, чего ни­ко­гда ранее  от­кры­то не за­яв­ля­лось, и горят же­ла­ни­ем не от­стать от ми­ро­вых  тех­но­ло­ги­че­ских ли­де­ров. Догнав их ре­ши­тель­ным рывком. По­лу­чит­ся ли –  вот что дей­стви­тель­но ин­те­рес­но.

Аме­ри­кан­ский F-35 уже принят на во­ору­же­ние и даже на конец 2018 года,  по офи­ци­аль­ным данным, про­из­ве­ден в ко­ли­че­стве 300 машин. Как для США,  так и ино­стран­ных парт­не­ров. Правда летает он плохо, а ба­глист только  самых важных про­блем на­счи­ты­ва­ет более 10 тыс. по­зи­ций в книжке тол­щи­ной  с хо­ро­ший кирпич.

При этом офи­ци­аль­но Пен­та­гон объ­явил о выходе про­грам­мы на на­чаль­ный  уро­вень так­ти­че­ской го­тов­но­сти. Это такое об­те­ка­е­мое на­у­ко­об­раз­ное  вы­ра­же­ние, озна­ча­ю­щее спо­соб­ность са­мо­ле­та взле­теть, вы­пол­нить  про­стей­шие фигуры пи­ло­та­жа (оди­ноч­но и в со­ста­ве группы), а также в  про­стых усло­ви­ях при­ме­нить по на­зем­ным целям два типа неуправ­ля­е­мых  авиа­бомб, и один тип ракет воздух-воздух ближ­не­го ра­ди­у­са. Для уча­стия в  ре­аль­ных со­вре­мен­ных боевых опе­ра­ци­ях это оче­вид­но недо­ста­точ­но. Да и  про­стой полет над оке­а­ном, как по­ка­за­ла ка­та­стро­фа в Японии, для пи­ло­тов  F-35 явно небез­опа­сен.

Рос­сий­ский Су-57 вы­пу­щен лишь уста­но­воч­ной пар­ти­ей в 12 (по другим ис­точ­ни­кам - до 16) машин и про­дол­жа­ет про­хо­дить рас­ши­рен­ную про­грам­му, в том числе вой­ско­вых, ис­пы­та­ний. Ранее го­во­ри­лось о по­ста­нов­ке машины на во­ору­же­ние в 2019, но позд­нее ин­фор­ма­ция была опро­верг­ну­та.  Ве­ро­ят­ным сроком сле­ду­ет счи­тать скорее всего 2020-2025 год, по до­сти­же­нию окон­ча­тель­ной го­тов­но­сти нового типа его дви­га­те­ля, из­вест­но­го как "из­де­лие 30".

Однако по име­ю­щим­ся све­де­ни­ям, ис­пы­та­ния, в том числе, в боевой  об­ста­нов­ке в Сирии, про­хо­дят успеш­но, что дает до­ста­точ­но ос­но­ва­ний  ста­вить Cу-57 на один уро­вень с F-35, а может быть и несколь­ко выше,  хотя тут, ко­неч­но, оста­ет­ся об­шир­ное про­стран­ство для споров разной  сте­пе­ни тех­ни­че­ской гра­мот­но­сти. Но в любом случае у всех прочих дело  дальше пласт­мас­со­вых ма­ке­тов не дви­ну­лось. Разве что в Китае, но и там  пока дело на­хо­дит­ся скорее на уровне тех­ни­че­ских экс­пе­ри­мен­тов.

Такая вот ока­за­лась юби­лей­ная вы­став­ка в Париже.

Ис­точ­ник
ИА REX

По поводу турок с истребителем 5 поколения вспоминается: «Куда конь с копытом, туда и рак с клешёй». Французы и англичане порадовали меня убедительнейшим доказательством моего тезиса, что под властью глобалистов все и всё деградируют. Выставление пластмассовых макетов – при явном незнании, что они собираются делать – позор. Ну, а о Боинге я писал вчера.

Tags: деградация, крушение мира
Subscribe

promo arcver february 1, 2015 11:20 67
Buy for 10 tokens
К величайшему горю для меня, Толик умер 18.08.2020 года... Инсульт. Кровоизлияние в ствол головного мозга. То есть у него просто не было шансов... Оставляю его текст ниже без изменений. Пусть останется памятью о нём. А я по мере сил буду продолжать хотя бы эту часть его дела -…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments