Anatole Kaletsky: The Monetarist Era is Over
Эпоха монетаризма закончилась. 31 октября 2019 года Анатоль Калецкий: Центробанки первыми признали, что эффективность денежно-кредитной политики в управлении спросом и стабилизации экономических циклов достигла своего предела. Проблема в том, что многие политики и академические экономисты это по-прежнему отрицают.
ЛОНДОН. Наступление предчувствия преобладало на ежегодных совещаниях Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне в этом месяце. Но страх перед глобальной рецессией не был настоящей причиной. Хотя последнее обновление «Перспектив развития мировой экономики» МВФ показало, что экономическая активность замедляется в этом году до самого низкого уровня с 2009 года, прогнозируемые темпы глобального роста в 3% все еще намного выше уровней, связанных с прошлыми рецессиями, и будут соответствовать достойным экономическим условиям в большинстве стран - неплохой результат для 11-го года устойчивого глобального расширения. А в следующем году МВФ прогнозирует, что рост ускорится до 3,4%, что очень близко к 3,6% -ной оценке долгосрочной устойчивой тенденции мировой экономики.
Можно утверждать, что прогноз МВФ о восстановлении роста в следующем году заслуживает ограниченного доверия, просто потому, что все эконометрические модели разработаны таким образом, что они имеют тенденцию возвращаться к долгосрочным средним тенденциям. Но цифры на 2019 год разные и гораздо более достоверные. К этому времени года «прогнозы» 2019 года в основном отражают данные, которые уже были собраны. Таким образом, цифры в значительной степени отражают существующие факты, такие как торговая война между США и Китаем, падение производства автомобилей в Германии и опасения, что Brexit не будет заключен.
Прогнозы 2019 года подтверждают относительно благоприятную картину мировой экономики, которую я описал после предыдущей итерации данных МВФ. Несмотря на их торговую войну, ни США, ни Китай не испытали никакого реального ослабления(...). Производительность Японии также осталась неизменной, а в остальной Азии замедлился лишь незначительно. Основной проблемной областью в мировой экономике в этом году была Европа, где прогнозируемый рост в еврозоне был пересмотрен в сторону понижения более чем на треть, с 1,9% до 1,2% и с 1,9% до почти рецессионного 0,5% в Германии.
Плохая новость заключается в том, что относительно благоприятные условия, все еще преобладающие в мировой экономике, в какой-то момент действительно ухудшатся, даже если не в 2020 или даже в 2021 году. В этот момент центральным банкам придется признать, что они больше не могут управлять бизнес-циклами и умеренные экономические спады. Менее плохая новость заключается в том, что большинство из этих политиков теперь признают, что существуют другие, более эффективные инструменты, и что только устаревшая политическая идеология и экономическая догма не позволяют им использоваться.
Сорок лет спустя после выборов 1979 года Маргарет Тэтчер подтвердила господство различных форм монетаризма, интеллектуальный маятник возвращается к кейнсианской идее о том, что фискальная политика - решения о государственных расходах, налогообложении и заимствованиях - предлагает наиболее эффективные инструменты для управления спросом и стабилизации экономических циклов. Центральные банкиры первыми признали, что денежно-кредитная политика достигла своих пределов, в то время как многие политики и ученые-экономисты по-прежнему не согласны с происходящим в настоящее время изменением парадигмы.
Знаменитое изречение Милтона Фридмана о том, что «инфляция всегда и везде является монетарным явлением» было давно опровергнуто эмпирическими исследованиями. Но гораздо более радикальная проблема заключается в том, что между денежной экспансией и инфляцией не может быть никакой связи. Это все еще интеллектуальное табу, хотя центральные банки повсюду печатали невообразимые количества новых денег без каких-либо инфляционных последствий.
Еще более настойчивым является наиболее важный отрицательный запрет монетаризма: фискальная политика не может стимулировать экономический рост, поскольку более высокие государственные расходы вытесняют частные инвестиции, а более высокие государственные заимствования равносильны более высоким налогам. Различные теории о том, что фискальная политика была «неэффективной», поскольку государственные заимствования могли бы повысить процентные ставки, инфляционные ожидания или будущее налогообложение, оказались неверными.
За последние 10-15 лет государственные займы и долги значительно возросли во всех странах с развитой экономикой. Но инвесторы, далекие от паники по поводу инфляции или наказания за это предполагаемое расточительство, требуя более высокой премии за риск, одолжили правительственным деньгам самые низкие процентные ставки в истории. Во многих странах они даже принимают гарантированные убытки за счет отрицательных ставок. Тем не менее, идея о том, что фискальная экспансия безответственна или неэффективна и что денежно-кредитная политика должна поэтому оставаться основным инструментом макроэкономического управления, все еще преобладает, особенно в Европе.
Важный итог ежегодной встречи МВФ в этом году заключается в том, что анти-кейнсианское предубеждение полностью исчезло у руководителей центральных банков. Основным посланием вступительной речи Кристалины Георгиевой, нового управляющего директора МВФ, был призыв к «фискальной политике, чтобы она играла более центральную роль». Почти все базовые дискуссии также были посвящены этой теме. Даже в Европе консенсус может меняться. Члены новой Европейской комиссии, которые несут ответственность за обеспечение соблюдения устаревших фискальных правил Европейского союза, написанных в период расцвета монетаризма в конце двадцатого века, начали публично признавать необходимость менее ограничительной бюджетной политики. А постоянный глава департамента ЕС, отвечающий за оценку национальных бюджетов, призвал к «более сбалансированной структуре политики», включающей более экспансионистскую налогово-бюджетную политику «прямо здесь и сейчас».
Короче говоря, центральные банки и высокопоставленные чиновники в экономической сфере сейчас почти единодушно полагают, что денежно-кредитная политика достигла своих пределов и что фискальная политика должна быть восстановлена в качестве основного инструмента управления деловыми циклами и поддержки экономического роста. Но многие политики, особенно в Европе, по-прежнему отказываются признать, что эпоха монетаризма закончилась и что единственной альтернативой является управление кейнсианским спросом. Будем надеяться, что изменения наступят до наступления следующей рецессии.
…
То есть, всевластие банкиров кончилось. Фискальная политика прерогатива премьеров, т.е., чиновников. Но, уже признав опасность Явления Песца, признавать его неизбежность, правящие элиты не хотят, хотя в курсе неотвратимости этого события. Банкстеры с властью расставаться не собираются, все чиновники Запада (и очень многие – России) скуплены на корню. Продолжаю считать, что частностями не обойдётся, смерть капитализма в его классических формах неминуема. А вот что будет после – Большой вопрос.
========================================
"Рособоронэкспорт" с начала года поставил оружие в 43 страны на $11 млрд
В этом году "Рособоронэкспорт" поставил оружие на $11 млрд в 43 страны и заключил 800 новых контрактов, заявил глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.
В мире всё полнее понимают, что уцелеют только те страны, которые смогут дать отпор врагам. И, это важно, наше оружие постепенно становится авторитетнее американского.
========================================
Российское ПО выходит на рынок Африки
Россия начинает поставки в Африку лицензий пакета "МойОфис".
Это тоже очень важно. То, в чём раньше мы были откровенно слабы, нашей слабостью уже не является.
========================================
Решение ЦБ РФ делает ипотеку доступнее
Решение Банка России резко понизить ставку уже сказывается на ипотечном рынке: банки начинают снижать ставки, делая жилищные кредиты более доступными.
В тяжёлые времена важно иметь народ, нацеленный на созидание – например, обустройство дома или квартиры. Врагам удастся поднять против властей куда меньше людей.
========================================
Чистая прибыль компании Alibaba выросла в 3,5 раза
Чистая прибыль интернет-компании Китая Alibaba Group Holding по итогам 6 месяцев 2019-2020 фингода, завершившегося 30 сентября, выросла в 3,47 раза в годовом выражении, составив $12,573 млрд, говорится в пресс-релизе компании.
Китай тормозит, но судя по этому показателю, китайцы ещё этого на собственной шкуре не ощущают.
========================================
Китай добился в ВТО разрешения применить импортные пошлины на $3,6 млрд против США
Арбитражная панель Всемирной торговой организации вынесла решение в пользу властей КНР, разрешив применение ответных мер против США в данном объеме.
По ряду обстоятельств, Пекин пока дозирует ответные удары. Но с Явлением Песца, думается, нарастит их силу.
========================================
Индия испытывает острую нехватку воды
Москва, 2 ноября - "Вести.Экономика". В начале 2019 г. в еще одном индийском мегаполисе - десятимиллионном Ченнаи - закончилась вода. Столица южного штата Тамилнад почти полностью зависит от муссонных дождей, так как благодаря им заполняются водные резервуары города. В этом году сезон дождей задержался и был как никогда коротким.
Ченнаи далеко не единственный засушливый мегаполис Индии. Регулярно с дефицитом воды сталкиваются такие крупные города, как Мумбаи, Бангалор и Хайдарабад. Сельские общины страны также страдают от острой нехватки воды. Их благополучие целиком зависит урожая сельскохозяйственных культур, а основной причиной самоубийств фермеров в аграрных штатах, согласно статистике, является потеря доступа к источникам воды. Дефицит воды, по мнению экономистов, крайне негативно отражается на промышленности, сдерживает темпы роста всей экономики.
В последние два десятилетия опреснение воды стало основным решением проблемы нехватки воды в Израиле. Ограниченные природные источники воды в еврейском государстве почти полностью высохли в начале 2000-х гг., что привело к острейшему дефициту воды. В связи с этим израильское правительство предприняло несколько чрезвычайных шагов: с 2003 по 2015 гг. было построено пять новых опреснительных заводов в Средиземном море. Все они сегодня подключены к национальной системе водоснабжения, в результате чего более 50% воды, потребляемой в Израиле для всех целей, и более 75% питьевой воды - опресненная вода из Средиземного моря, отмечает The National Interest.
Премьер-министр Нарендра Моди поставил перед собой амбициозную цель обеспечить к 2024 г. все домохозяйства водопроводной водой. Для реализации этого проекта правительство Моди решило, во-первых, объединить четыре министерства, занимающихся вопросами управления водными ресурсами, в одно суперминистерство под названием "Джал Шакти" (энергия воды), для того чтобы уменьшить бюрократические проволочки и оптимизировать усилия правительства.
Национальный институт преобразования Индии запустил также сводный индекс управления водными ресурсами и комплексную систему отслеживания уровней воды. Кроме того, Моди назначил около двухсот пятидесяти государственных представителей в испытывающих нехватку воды сельских общинах Индии для наблюдения за проведением реформ на местах.
Решение проблемы нехватки воды, безусловно, требует скоординированных усилий со стороны правительства, частного бизнеса и потребителя. Однако опреснение не может быть успешным для трубопроводного водоснабжения без улучшения ситуации с рациональным использованием воды и решения проблемы энергоемкости процесса.
Израиль также дает прекрасный пример вторичного использования сточных вод. Почти 90% его сточных вод очищается и повторно используется, главным образом для сельскохозяйственных целей. Учитывая важность и постоянное развитие технологий очистки сточных вод и ирригации на водном рынке Израиля, растущая добавленная стоимость водно-технических решений имеет большое значение для предотвращения нового масштабного водного кризиса.
В Индии жизнь фермеров влияет на результаты выборов, показатели фондового рынка и экономику в целом. Отсутствие муссона сказывается на урожае, толкает мелких фермеров в долги и самоубийству. Внедрение простого капельного орошения может спасти жизни сотни тысяч людей.
Сегодня в Индии перерабатывается лишь 30% сточных вод, но правительство Моди поставила задачу значительно увеличить эту цифру в ближайшие годы. Такие секторы, как энергетика, текстильная промышленность, красильные установки, кожевенное производство и нефтеперерабатывающие заводы, имеют огромный потенциал для переработки и повторного использования сточных вод.
Промышленные предприятия могут сократить потребление пресной воды за счет рециркуляции сточных вод, тем самым облегчая нагрузку на муниципалитеты. Последние выигрывают от продажи очищенных сточных вод промышленным предприятиям, так как полученные средства помогают компенсировать капитальные затраты. Традиционные источники питьевой воды, такие как реки и озера, могут быть сохранены от загрязнения, поскольку сточные воды будут сбрасываться после надлежащей очистки.
Реки текут через международные и административные границы, а это ведет к трансграничным спорам в Израиле и внутригосударственным в Индии.
Конфликты по поводу доступа к воде и прав на воду характеризуют отношения между Израилем и его соседями на протяжении многих лет, так как в регионе постоянно сокращается доступность воды. В то время как водораспределение является центральным источником разногласий и напряженности, переговоры, ориентированные на поиск решений этих вопросов, также играют решающую роль в региональном сотрудничестве и сдерживании конфликтов. В последние годы региональное сотрудничество в этой области посадило Израиль, Иорданию и Палестинскую администрацию за стол переговоров.
Нехватка воды и зависимость от нескольких источников постоянно приводят к конфликтам между регионами и штатами внутри Индии. Предложения о соединении рек не привели пока ни к каким конкретным действиям. Учитывая это, водные технологии могут выступить в качестве катализатора мира.
Руководители индийских штатов выражают свою заинтересованность в партнерстве с Израилем в водном вопросе. Йог Адитьянат из Уттар-Прадеша недавно заявил, что "израильская помощь может увеличить доступность воды в регионе Бунделкханд, поскольку оба имеют схожие географические и климатические условия”. Главный министр южного штата Андхра-Прадеш Джаган Мохан Редди недавно посетил опреснительную установку в Хадере. На сегодняшний день Израиль участвует в 32 водных проектах в тринадцати штатах Индии.
С приходом Углеводородного Песца, большая часть затей с опреснением морской воды потеряет смысл (для Израиля, тоже). Повторяю в который раз, уменьшение численности населения в 3 раза для Индии далеко не худший вариант развития событий.
========================================
Конец эре энергетического доминирования США?
Статья о контроле над нефтью Венесуэлы.
Journal information